Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Лукойл» уйдет от санкций в подконтрольный России трубопровод на Каспии

«Лукойл» уйдет от санкций в подконтрольный России трубопровод на Каспии

Из-за санкций «Лукойл» перенаправит экспорт каспийской нефти с нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД) на Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который отгружает сырье в Новороссийске и подконтролен России. От такого варианта могут выиграть все стороны, полагают эксперты.

«Лукойл» прекратит экспорт нефти со своих каспийских месторождений по БТД из-за западных санкций. Как сообщает Reuters со ссылкой на источники, такое решение приняли западные акционеры БТД. Среди них — британская BP, норвежская Equinor, американская ExxonMobil, итальянская Eni и французская Total.

По данным агентства, российская компания переведет свою нефть на трубопроводную систему КТК, которая идет из Казахстана в Новороссийск. Ежемесячно «Лукойл» отгружал в Каспийском море 60−120 тыс. тонн нефти азербайджанской Socar, которая уже через терминал Сангачалы подавала сырье в БТД.

Reuters оценивает, что экспорт «Лукойла» по КТК в декабре вырастет с 364 тыс. до 660 тыс. тонн.

Для БТД уход российской компании не станет потерей, так как ее объемы не превышали 15% и в нефтепровод с КТК перенаправят часть казахской нефти. Об альтернативном маршруте через Азербайджан власти Казахстана активно заговорили в этом году после сбоев в работе КТК. Но, главное, в этом заинтересованы западные компании, которым принадлежит большая часть добытой в стране нефти. Так, в тенгизском проекте 75% принадлежит американским Chevron и ExxonMobil. На «Карачаганаке» 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil. А в «Кашагане», в свою очередь, американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что смена трубопроводов для «Лукойла» могла быть и обоюдным решение, включая Азербайджан, Турцию и саму компанию.

«Иначе „Лукойлу“ пришлось бы тогда подчиниться санкциям в виде потолка цен и загружать ее в турецком Джейхане по лимиту или ниже, — замечает Игорь Юшков. — Конечно, танкеры могут не отправлять информацию о ценах санкционным властям, а „Лукойл“ — выписывать справки, не соответствующие действительности. Но это несет риски как для самой компании, так и для Турции. Она могла потребовать и больше денег за подобную подсанкционную нефть».

Другой вопрос — цена транспортировки, отмечает аналитик, так как БТД более дорогой, чем КТК: «И с ростом санкционных рисков самому „Лукойлу“ становится выгоднее отгружать нефть в Новороссийске».

Важным для «Лукойла» может быть и сложность отслеживать танкеры из российского порта, так как там будет при необходимости использоваться целый «серый» флот. «Если в Джейхане будет один танкер, то это будет сделать куда проще», — замечает Игорь Юшков.

Для западных акционеров БТД заинтересованность в уходе российской нефти может быть еще и в том, добавляет аналитик ФНЭБ, что нефть в трубопроводе смешивается, и может сложиться такая ситуация, что другим поставщикам по БТД придется отчитываться перед санкционными властями о доле российской нефти в их партиях.

«В любом случае, перевод нефти „Лукойла“ для самой России выгоден, так как заполняется КТК, в котором долю имеет госкомпания», — заключил эксперт.

Как сообщало EADaily, с 5 декабря ЕС прекращает импорт российской нефти и запрещает ее транспортировку европейским компаниям третьим странам, если стоимость сырья не будет соответствовать лимиту цены, который «Большая семерка» из-за споров в ЕС до сих пор не смогла установить.

Источник: EADaily, 01.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики