Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Лукойл» уйдет от санкций в подконтрольный России трубопровод на Каспии

«Лукойл» уйдет от санкций в подконтрольный России трубопровод на Каспии

Из-за санкций «Лукойл» перенаправит экспорт каспийской нефти с нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД) на Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который отгружает сырье в Новороссийске и подконтролен России. От такого варианта могут выиграть все стороны, полагают эксперты.

«Лукойл» прекратит экспорт нефти со своих каспийских месторождений по БТД из-за западных санкций. Как сообщает Reuters со ссылкой на источники, такое решение приняли западные акционеры БТД. Среди них — британская BP, норвежская Equinor, американская ExxonMobil, итальянская Eni и французская Total.

По данным агентства, российская компания переведет свою нефть на трубопроводную систему КТК, которая идет из Казахстана в Новороссийск. Ежемесячно «Лукойл» отгружал в Каспийском море 60−120 тыс. тонн нефти азербайджанской Socar, которая уже через терминал Сангачалы подавала сырье в БТД.

Reuters оценивает, что экспорт «Лукойла» по КТК в декабре вырастет с 364 тыс. до 660 тыс. тонн.

Для БТД уход российской компании не станет потерей, так как ее объемы не превышали 15% и в нефтепровод с КТК перенаправят часть казахской нефти. Об альтернативном маршруте через Азербайджан власти Казахстана активно заговорили в этом году после сбоев в работе КТК. Но, главное, в этом заинтересованы западные компании, которым принадлежит большая часть добытой в стране нефти. Так, в тенгизском проекте 75% принадлежит американским Chevron и ExxonMobil. На «Карачаганаке» 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil. А в «Кашагане», в свою очередь, американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что смена трубопроводов для «Лукойла» могла быть и обоюдным решение, включая Азербайджан, Турцию и саму компанию.

«Иначе „Лукойлу“ пришлось бы тогда подчиниться санкциям в виде потолка цен и загружать ее в турецком Джейхане по лимиту или ниже, — замечает Игорь Юшков. — Конечно, танкеры могут не отправлять информацию о ценах санкционным властям, а „Лукойл“ — выписывать справки, не соответствующие действительности. Но это несет риски как для самой компании, так и для Турции. Она могла потребовать и больше денег за подобную подсанкционную нефть».

Другой вопрос — цена транспортировки, отмечает аналитик, так как БТД более дорогой, чем КТК: «И с ростом санкционных рисков самому „Лукойлу“ становится выгоднее отгружать нефть в Новороссийске».

Важным для «Лукойла» может быть и сложность отслеживать танкеры из российского порта, так как там будет при необходимости использоваться целый «серый» флот. «Если в Джейхане будет один танкер, то это будет сделать куда проще», — замечает Игорь Юшков.

Для западных акционеров БТД заинтересованность в уходе российской нефти может быть еще и в том, добавляет аналитик ФНЭБ, что нефть в трубопроводе смешивается, и может сложиться такая ситуация, что другим поставщикам по БТД придется отчитываться перед санкционными властями о доле российской нефти в их партиях.

«В любом случае, перевод нефти „Лукойла“ для самой России выгоден, так как заполняется КТК, в котором долю имеет госкомпания», — заключил эксперт.

Как сообщало EADaily, с 5 декабря ЕС прекращает импорт российской нефти и запрещает ее транспортировку европейским компаниям третьим странам, если стоимость сырья не будет соответствовать лимиту цены, который «Большая семерка» из-за споров в ЕС до сих пор не смогла установить.

Источник: EADaily, 01.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики