Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > России угрожает нехватка бензина

России угрожает нехватка бензина

России, ведущему мировому производителю нефти, предстоит дефицит бензина в некоторых регионах страны в связи с тем, что цены искусственно занижены, вынуждая производителей экспортировать больше нефти.

Российские водители наблюдают, как заправки по всей стране закрываются, в результате отданного в феврале распоряжения премьер-министра Владимира Путина проверить обоснованность резкого роста цен на бензин, что вынудило ведущие компании направлять больше нефти на экспорт.

Россия потребляет на внутреннем рынке почти половину из 10 миллионов баррелей, добываемых в стране, но цены на нефтепродукты, включая бензин, искусственно занижаются. Намерение правительства влиять на ценообразование бензина является еще одним средством борьбы с инфляцией, а также важнейшим политическим шагом в преддверии приближающихся президентских выборов, ведь высокие цены на бензин могут поставить под угрозу популярность Путина.

Федеральная антимонопольная служба неоднократно обвиняла ведущие нефтяные компании, включая ОАО «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ» и ТНК-ВР в завышении цен на топливо.

После подорожания бензина в конце прошлого года и 4% роста в январе, премьер-министр Владимир Путин заподозрил компании в картельном сговоре. Путин обвинил их в попытке «получить максимальное количество выгоды» и потребовал уделить большее внимание к бизнесу со стороны ФАС, что привело к остановке роста цен. В результате, несмотря на глобальный рост цен на нефть, в России в феврале и марте наблюдалось снижение.

«Цены на местном рынке сдерживаются искусственно в связи с давлением правительства»,  - считает главный финансовый специалист ТНК-ВР Джонатан Маир.

Он считает, что в марте цена на бензин и дизельное топливо составляла в среднем на две-четыре тысячи рублей за метрическую тонну меньше, чем, если бы компании продавали за границей. В общей сложности компания ТНК-ВР могла бы заработать на 54 миллиона долларов больше в первом триместре этого года, если бы нефть попала на экспорт, а не на внутренний рынок.

Дефицит бензина особенно чувствуется в южном Алтайском крае, где почти половина из 700 бензоколонок закрылась. Первые признаки наблюдаются и в других регионах, например, во втором крупнейшем городе страны Санкт-Петербурге.

Путин распорядился выявить причины проявившегося дефицита, в то время как министр финансов Алексей Кудрин обвинил производителей в неспособности своевременно среагировать на изменения, «умело и своевременно администрируя, реагировать на спрос».

ФАС обвинила Роснефть и Газпром-Нефть в картельном сговоре, ограничивая поставки топлива в Алтайский край. В ответ на обвинения компании договорились увеличить объем поставок в ближайшие два месяца.

Вагит Алекперов, глава крупнейшей частной нефтяной компании ЛУКОЙЛ, предположил, что цены на нефть вырастут от пяти до семи процентов.

«Нынешняя рыночная цена в России не учитывает стоимости производства бензина для компании и его доставки до потребителя», - заявил Алекперов. Эксперты уверены, что попытка правительства удерживать цены скоро потерпит неудачу, и цены пойдут вверх.

«Мы еще раз повторяем, что риск инфляции велик», - заявил аналитик  ВТБ Капитал. Банк предполагает, что инфляция достигнет 9% в этом году, что на 2% выше прогноза правительства.

«Цены рано или поздно поднимутся», - уверяет Константин Симонов, директор московского Фонда национальной энергетической безопасности. Симонов утверждает, что дефицит является результатом монополизации рынка, когда правительство заставляет компании ограничивать рост цен.

«Быстрого роста до конца предвыборной кампании ожидать не стоит», - добавляет Симонов. «Думаю, после выборов цены резко вырастут».

Автор: Джейкоб Гронхолт-Педерсен (Jacob Gronholt-Pedersen)

Источник: ИноСМИ (по материалам «The Wall Street Journal», США), 27.04.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики