Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что бы власть ни делала, бензин будет дорожать

Что бы власть ни делала, бензин будет дорожать

Очередная спецоперация по сдерживанию цен на бензин, иницированная на днях премьер-министром Владимиром Путиным, набирает обороты. Громкие заявления и немедленные расследования Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении нефтяных компаний не дали ожидаемого результата в краткие сроки. Вероятно, поэтому сегодня в ход была пущена тяжелая артиллерия — Министерство энергетики громко объявило, что решило остановить экспорт бензина для стабилизации внутреннего рынка.

Экспертное сообщество встретило эту новость с недоумением: из-за неразвитости нефтепереработки Россия гонит за рубеж в основном сырую нефть, дизельное топливо и мазут. Бензин здесь — капля в море: годовой объем его экспорта составляет всего 3 млн т из 130 млн т продаваемых за рубеж нефтепродуктов. К тому же запретами проблему не решить, уверены аналитики, а вот усугубить — вполне возможно.

Ближайшая перспектива — 28 руб./литр

Аналитик ФГ БКС Андрей Полищук отмечает, что Россия отправляет на экспорт лишь 8% бензина. Эксперт полагает, что запрет экспорта бензина, конечно, поможет в стабилизации, но может иметь и негативные долгосрочные последствия. «Из-за сдерживания цен на внутреннем рынке нефтяные компании просто-напросто могут снизить объемы переработки и увеличить экспорт сырой нефти. Так или иначе, резкого роста цен на заправках нам не избежать», — говорит аналитик.

А.Полищук отмечает, что еще месяц или два правительству удастся сдержать рост цен на заправочных станциях на уровне 2–3%, но уже к концу лета цены могут увеличиться на все 10%, а литр высокооктанового бензина в среднем по РФ может подорожать до 28 руб.

По мнению эксперта, на цены давит общемировая ситуация — привлекательность экспортной альтернативы как раз и приводит к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке. Однако не меньшую роль здесь играют акцизы — так, в 2011 г. акцизы на бензин повысились в зависимости от класса топлива на 29–50%, на дизельное топливо — вдвое. «До 4,5 руб. в стоимости одного литра бензина — это налоги,« — напоминает эксперт любителям винить во всем жадных нефтяников.

Самое простое решение проблемы — отпустить розничные цены, чтобы нефтяные компании были заинтересованы в повышении продаж в РФ. Однако более нужным является ликвидация дефицита нефтеперерабатывающих мощностей, модернизация НПЗ и развитие конкуренции, добавляет А.Полищук. Сдерживание же цен приведет в конечном итоге к тому, что нефтяники перестанут инвестировать в переработку, и России придется закупать бензин за рубежом, предупреждает он.

«Цены на бензин пока заморожены. Если их отпускать сейчас, то это надо делать как-то аккуратно. Но чтобы сделать более-менее интересным внутренний рынок для наших нефтяников, цены в розницу должны увеличиться на 6–8%», — поддерживает коллегу аналитик «Алоринвеста» Д.Лютягин.

Власти сами виноваты

Несмотря на то, что власть активно открещивается от причастности к дефициту бензина, эксперты придерживаются другого мнения. По мнению аналитиков, именно правительство создало такую систему, что нефтяным компаниям стало просто невыгодно работать на внутреннем рынке.

«Стабильно высокие цены на нефть и особенности налогового законодательства сделали экспорт нефтепродуктов и сырой нефти более выгодным чем реализация на внутреннем рынке. Также особое внимание со стороны ФАС и действия правительства по сдерживанию роста цен на нефтепродукты сделали работу на внутреннем рынке менее выгодной для нефтяных компаний», — отмечает Г. Бирг. Он советует властям задуматься о реформе сборов с нефтяной отрасли с целью перехода на более рыночные принципы.

С ним согласен и аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. «Мы путаем причину и следствие. Причина в том, что регулируется жестко внутренний рынок — и в этих условиях, конечно, образуется дефицит топлива. Поэтому причину надо искать в самом государстве, которое ограничивает производителей, сдерживает рост цен, повышает налоги — в этом базовая причина», — говорит эксперт.

В свою очередь глава Фонда национальной энергетической безопасности ООО (ФНЭБ) Константин Симонов отмечает, что нынешний бензиновый кризис не первый и не последний, а атаки ФАС на нефтяников пока выглядят как пустая трата времени, ведь размер штрафов не является значительным для нефтяников.

«Пока правительство реально не задумается о струкутуре нашего рынка и прежде всего о том, что у нас нет абсолютно независимых переработчиков, такие кризисы у нас будут повторяться постоянно, а премьер-министр будет постоянно вызывать нефтяников и стучать кулаком по столу в режиме „ручного“ управления», — заключает эксперт.

Источник: РБК, 28.04.2011 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики