Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Алексей Гривач объяснил действие «потолка цен» на российский газ

Алексей Гривач объяснил действие «потолка цен» на российский газ

«Поставки в Европу могут полностью прекратиться»

Страны ЕС с третьей попытки согласовали предельный уровень цен на газ, выше которого голубое топливо не сможет торговаться на биржах континента. Ограничение в 180 евро за МВт в час (около $2000 за тысячу кубометров) вступит в силу с 15 февраля 2023 года. К этому времени Россия, в штыки встретившая решение европейцев, собирается проработать ответные меры, защищающие интересы отечественных производителей топлива.

В качестве ориентира для отслеживания соблюдения биржевыми трейдерами ценового «потолка» выбраны котировки голландского газового хаба TTF, который благодаря поставкам сырья со всего мира, является ключевой европейской торговой площадкой. Внебиржевые сделки, в ходе которых производители и покупатели заключают прямые соглашения на поставку энергоресурсов, ограничение не затронет.

Судя по всему, компромисс главам европейских энергетических ведомств дался нелегко. Отметка в 180 евро была согласована после ожесточенных дискуссий, в процессе которых лимит был снижен с 275 евро за МВт в час (около $3000). Причем, по словам министра энергетики Австрии Леоноры Гевесслер, Вена на голосовании в Брюсселе воздержалась от какой-либо позиции, так как посчитала решение о вводе «потолка» «рискованным с точки зрения безопасности поставок».

Хотя принятый «потолок» касается всех поставщиков газа в ЕС, а не только России (как в случае с нефтяным «потолком»), Москва жестко критикует попытки европейцев искусственно регулировать биржевую стоимость голубого топлива. Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, навязывание любых ценовых «потолков» неприемлемо, поскольку нарушает процессы рыночного ценообразования. По его словам, нашей стране потребуется время, чтобы «тщательно взвесить все за и против» при выработке ответных мер, которые окажутся аналогичными действиям Москвы по ограничению стоимости российской экспортной нефти. О последствиях решения Евросоюза и возможных ответных мерах Москвы в беседе с «МК» рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

- Как на практике будет работать потолок цен на газ?

- По замыслу Еврокомиссии, механизм ограничения должен автоматически запускаться при соблюдении двух условий. Во-первых, когда стоимость месячного фьючерса на TTF в течение двух недель будет превышать 180 евро за МВт в час. Во-вторых, когда разница между котировками на голландской бирже и глобальной ценой сжиженного газа будет в течение 10 торговых дней составлять не менее 58 евро. Похожее правило уже давно распространено в биржевой деятельности: если цена определенного товара растет или падает больше, чем на определенную величину, то для охлаждения эмоций на рынке торги прерываются.

Вместе с тем целенаправленный ввод предельных цен на газ очевидно является антирыночным механизмом. Это колоссальный ущерб репутации ЕС как эталона рыночной экономики и рыночного ценообразования. Сформулированные положения регулирования позволяют предположить, что этот механизм не будет работать. Даже если будут наблюдаться все соответствующие условия для его включения, инструмент могут экстренно отменить из-за его негативного воздействия на доступность энергоресурсов для европейских потребителей.

- Как введение предельных цен на газ отразится на российских экспортных доходах?

- Для нашей страны «потолок» не окажется критичным. Российский трубопроводный газ продается по долгосрочным контрактам, стоимость которого определяется по специальной формуле, учитывающей нефтяные котировки, а также спотовую расценку голубого топлива (цены по краткосрочным контрактам). Впрочем, когда механизм начнет применяться, то не исключено, что возникнут проблемы с поставками по уже выполняющимся контрактам, поскольку ценообразование в них привязано к хабам, в том числе и на голландском TTF. В первую очередь, определенным рискам будет подвергнут экспорт по соглашениям с Венгрией, Грецией, Австрией и Словакией.

- По оценке агентства Bloomberg, отказ от покупки газа у нашей страны уже обошелся странам ЕС в $1 трлн. Выиграет или проиграет Европа от введения «газового потолка»?

- Прежде всего на континенте может увеличиться спрос на газ - примерно на 20%. Что рискует привести к усилению дефицита энергоресурсов, поскольку из-за перманентных остановок биржевых торгов объемы сырья, реализуемые на хабах, могут снизиться на 10%. В краткосрочной перспективе это может привести к усугублению энергетического кризиса в Европе.

Панацеей от высоких цен механизм «потолка» также не станет. Каждая из стран во избежание национального топливного кризиса будет предлагать поставщикам более выгодную стоимость углеводородов, сделки с которыми можно будет заключать на внебиржевом рынке, который не попадает под ограничительные меры. Даже без подсчета конкретных потерь Европы в денежном выражении можно с уверенностью говорить об усугублении рецессии в развитых европейских странах, ускорении роста стоимости услуг ЖКХ и раскрутке инфляции.

Касаясь внешнеполитических последствий, можно предположить, что решение о ручном управлении газовым рынком подорвет доверие к европейской модели ценообразования и европейской юрисдикции как таковой.

- По словам Дмитрия Пескова, Россия выработает ответные меры на решение Евросоюза по ограничению газовых котировок. В чем они могут заключаться?

- Россия принципиально не приемлет одностороннее вмешательство в рыночное ценообразование, следовательно, поставки из нашей страны в государства, принявшие «потолок», могут сократиться или полностью прекратиться, если механизм окажет воздействие на оплату нашего газа.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 20.12.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики