Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт по энергетике Митрахович: Кремль дал прагматичный ответ на нефтяной потолок цен от Запада

Эксперт по энергетике Митрахович: Кремль дал прагматичный ответ на нефтяной потолок цен от Запада

Новый указ президента РФ определил политику Москвы по потолку цен на нефть. Российские компании продолжат временно пользоваться услугами западных перевозчиков, если те не будут делать в контрактах отсылки к санкциям, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Вышел президентский указ по потолку цен

Президент РФ Владимир Путин опубликовал вчера, 27 декабря 2022 года, указ, определяющий политику Москвы по западному потолку цен на отечественную нефть.

Нормативный акт запрещает поставки российской нефти иностранным физическим и юридическим лицам при условии, если в контрактах прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены.

Указ допускает специальное разрешение на поставки со стороны Правительства РФ, а мониторинг за его исполнением будет осуществлять Минэнерго.

Запрет применяется ко всем этапам поставки сырья до конечного покупателя и подразумевает ключевой момент – контракты с иностранными перевозчиками топлива.

Продавать сырье в западные страны российские нефтяные компании перестанут, но некоторое время продолжат пользоваться услугами европейского фрахта.

Россия идет на временный компромисс

«Формулировка указа не содержит прямого запрета на использование услуг западных перевозчиков нефти в том случае, если они не будут слишком громко трубить о том, что соблюдают потолок цен», - констатирует энергоэксперт Станислав Митрахович.

Сейчас Urals стоит ниже 60 долларов за баррель, вследствие чего западные компании имеют право перевозить российскую нефть. Москва согласна пойти здесь на компромисс, но только в том случае, если не будет упоминаний потолка цен в контрактах.

«Если перевозчик продолжат прописывать в контракте на поставку, что он активно соблюдает принципы Price cap, то тогда с ним будет сложно работать. А так в указе есть важный момент, что Кремль и Правительство РФ могут дать исключение от ограничений конкретным компаниям на конкретные сделки в том случае, если Москва посчитает, что это соответствует национальным интересам», - заключает Митрахович.

Россия демонстрирует деловой подход к потолку цен и попытается минимизировать издержки от антироссийской политики Запада.

«В ближайшие месяцы, когда будет идти адаптация к новым реалиям, российские компании продолжат пользоваться западными перевозчиками нефти, затем Москва будет делать ставку на альтернативные предложения и отечественные судоходные компании. Не просто так РФ активно скупала танкеры – по разным оценкам, разговор здесь идет примерно о сотне морских судов», - резюмирует Митрахович.

Всего РФ нужно для поддержки нефтяного экспорта примерно 240 танкеров, больше трети из них у Москвы на сегодняшний день уже есть.

«Для полного переключения на альтернативные варианты необходимо время, в рамках которого мы продолжим работать с западными компаниями. По крайней мере, в моей интерпретации ситуация выглядит так», - констатирует Митрахович.

Россия перейдет на альтернативные Западу перевозки

Отказ от жестких вариантов ответных действий связан с тем, что РФ собирается сохранить объемы нефтяного экспорта, чтобы не терять позиции на мировом рынке. Для этого нужно действовать максимально гибко, в том числе и в плане потолка цен.

«Прописанные в указе формулировки могут иметь разные интерпретации. Все зависит от практики, посмотрим, как Правительство РФ будет действовать через месяц, через два, и как на вопрос будут смотреть западные перевозчики», - заключает Митрахович.

В этой истории много неизвестных: Запад может ужесточить потолок цен до 30 долларов за баррель и потребовать четкого исполнения механизма со стороны перевозчиков.

Такие предложения уже делаются, однако опасения окончательно обвалить нефтяной рынок ограничивают действия европейских и американских властей.

Борьба продолжится, а формулировки указа касаются прежде всего переходного периода, в рамках которого РФ будет искать альтернативные варианты поставок российской нефти.

Многое здесь зависит от развития собственных транспортных возможностей.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 28.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики