Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспорт российской нефти споткнулся о погоду, транспондеры и нефтепродукты

Экспорт российской нефти споткнулся о погоду, транспондеры и нефтепродукты

Поставки российской нефти танкерами в декабре значительно снизились. Об этом сообщают западные аналитические агентства. Пришла новая реальность и делать выводы еще рано, считают российские эксперты. Например, часть флота под перевозку нефти доставляет сейчас в Европу нефтепродукты, чтобы российские компании могли заработать на них больше до начала эмбарго ЕС 5 февраля.

С 5 декабря вступил в силу запрет на импорт российской нефти в Евросоюз, а «Большая семерка» и ЕС установили лимит цены на нее для третьих стран. The Wall Street Journal сообщает со ссылкой на данные Kpler, что поставки сырья из России снизились в первый месяц зимы на 22% по сравнению со средним уровнем этого года — до 2,5 млн баррелей в сутки.

При этом сам аналитик из Kpler Мэтт Смит уточнил, что просели восточные порты России — из-за плохой погоды и снижения спроса в Китае. Российские эксперты, в свою очередь, советуют не спешить с выводами, так как статистика может быть однобокой.

«Сложно сказать, насколько корректны данные. С одной стороны, в декабре идут штормы. Например, 5 декабря, когда ввели лимит цен на российскую нефть, и в Новороссийске она не отгружалась из-за погоды, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. — В то же время к вывозу должен был подключиться серый флот и непонятно, все ли танкеры включают транспондеры».

Независимый промышленный аналитик Максим Худалов добавляет, что аналитические агентства отслеживают танкеры с включенными транспондерами. «По таким судам действительно может быть падение на 22%. В целом же, исходя из объемов добычи нефти, которые в этом году не упали, скорее всего, есть не учитываемые статистикой Kpler объемы», — замечает эксперт.

«Искажать» статистику может и временное перепрофилирование судов, замечает Игорь Юшков.

«Сырую нефть поставлять в Европу уже нельзя, а нефтепродукты можно. Поэтому не исключено, что до февраля компании попытаются увеличить экспорт нефтепродуктов, снизив экспорт нефти», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ.

Его слова подтверждают данные навигационных порталов Vesselfinder и Marinetraffic. Так, с 19 января балтийские порты покинуло не менее пяти танкеров по перевозке сырой нефти. Они направляются в немецкий Вильгельмсхафен, бельгийский Антверпен и греческую Каламату. Очевидно, что в условиях эмбарго на сырье они перевозят в страны ЕС нефтепродукты и общий объем груза может составлять более 4 млн баррелей — 400 тыс. баррелей в сутки.

«По данным Vortexa, суматоха по ускоренным поставкам российского дизельного топлива в Европу до запрета на импорт с 5 февраля спровоцировала спрос на танкеры-продуктовозы до 30-месячного максимума», — сообщает, в свою очередь, специализированное издание The TradeWinds.

В такой ситуации неопределенности необходимо дождаться статистики по добыче нефти в России за декабрь и, может быть, за январь, советует Игорь Юшков.

«Если производство снижается, то это означает, что мы перестраиваемся на новую систему торговли: перенаправляем грузы в Азию и используем только лояльные нам танкеры, чтобы они игнорировали требования потолка цены», — добавляет ведущий аналитик ФНЭБ.

По данным Vesselfinder, 29 декабря только балтийские порты покинули четыре танкера, которые могут перевозить до 3,7 млн баррелей. Три судна идут в Индию, а четвертое указывает пока только транзитную точку — египетский порт Саид у Суэцкого канала. Вчера, 28 ноября, из российских портов Балтийского моря с включенными транспондерами вышли еще два танкера (1,7 млн баррелей).

Источник: EADaily, 29.12.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики