Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сибирь удвоит силу. Россия и Китай проектируют газопровод через Монголию

Сибирь удвоит силу. Россия и Китай проектируют газопровод через Монголию

«Газпром» и китайская CNPC 11 января провели заседание совместного координационного комитета, в ходе которого, в числе прочего, обсудили проектирование газопровода «Союз Восток», предназначенного для поставок российского газа в Китай через территорию Монголии.

Магистральный газопровод «Союз Восток» является продолжением российского маршрута «Сила Сибири-2», связывающего месторождения в Ямало-Ненецком округе, Иркутской области и Красноярском крае с китайскими потребителями. Предполагается, что нему ежегодно будет прокачиваться 50 млрд куб. м. в год, что делает этот газопровод одним из самых мощных в мире.

Сейчас Россию и Китай связывает действующий газопровод «Сила Сибири», к 2025 году он должен выйти на проектную мощность 38 млрд куб. м. в год. Ресурсной базой для этого маршрута являются Чаяндинское месторождение в Якутии и Ковыктинское в Иркутской области, российско-китайскую границу этот маршрут пересекает в районе г. Благовещенска. Кроме того, в феврале 2022 года «Газпром» и CNPC подписали долгосрочный договор на поставку газа по дальневосточному маршруту объемом до 10 млрд куб. м. в год, ресурсную базу для него обеспечат шельфовые месторождения Сахалинской области. 

Таким образом, если все заявленные нашей монополией проекты будут реализованы, то суммарные объемы трубопроводного газа из России в Китай составят до 100 млрд куб. м. ежегодно, а КНР станет крупнейшим экспортным направлением для нашего голубого топлива. В адрес европейских потребителей «Газпром» ранее прокачивал 145-155 млрд куб. м. в год, сейчас поставки через украинскую ГТС и «Турецкий поток» сохраняются на уровне 100-110 млн куб. м. в сутки, что соответствует примерно 40 млрд куб. в годовом исчислении. Если европейские поставки сохранятся на этих минимальных уровнях и одновременно воплотятся в жизнь все «китайские» проекты, то наша монополия практически восстановит физические объемы газового экспорта, но радикально изменится структура поставок, и «Газпрому» уместнее будет перенести свою штаб-квартиру из Санкт-Петербурга куда-то между Красноярском и Владивостоком. Правда, денежный поток, скорее всего, сократится, так как цены в китайских контрактах как правило, ниже, чем в европейских. 

«У России, при соответствующих инвестициях в развитие добычи, хватит ресурсов, чтобы обеспечить поставки и в западном, и в восточном направлении, - поясняет заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. – Но в нынешних условиях, применительно к «Силе Сибири 2», можно говорить о переориентации невостребованных Европой объемов с Запада на Восток. Газотранспортная инфраструктуру в западном направлении, безусловно, существует, но она серьезно повреждена (например, два «Северных потока»), для ее восстановления требуются большие инвестиции. А что бы выделять их, нужны и контрактные, и политические гарантии. С Китаем таких проблем нет, идет динамическое развитие сотрудничества. Правда, контракты на поставку газа по «Силе Сибири -2» пока не подписаны, но активно идут проектные работы и продолжаются коммерческие переговоры».

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 12.01.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики