Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия разрешила Казахстану транзит нефти в Германию

Россия разрешила Казахстану транзит нефти в Германию

Минэнерго России одобрило поставки казахстанской нефти по нефтепроводу "Дружба" в Германию, об этом сообщили в компании "Казтрансойл".

"АО "Казтрансойл" получено подтверждение Министерством энергетики Российской Федерации на транспортировку в первом квартале 2023 года 300 тысяч тонн казахстанской нефти по системе магистральных нефтепроводов ПАО "Транснефть" по направлению пункта сдачи нефти "Адамова застава" для дальнейшей поставки в Германию", - говорится в сообщении.

Отмечается, что эти данные указаны в выписке из графика транзита нефти стран СНГ по территории России, утвержденного российским министерством.

Прокачка будет реализована на основании межправительственного соглашения России и Казахстана от 2002 года.

В конце декабря "Транснефть" сообщила о поступлении заявки от "Казтрансойла" на бронирование дополнительных мощностей нефтепровода "Дружба" для транзита в Германию в объеме 1,2 млн тонн на весь 2023 год. Заявку должно было утвердить Минэнерго России.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, Казахстан перенаправляет часть нефтяных поставок, которые ранее прокачивались до Усть-Луги на Балтике, в "Дружбу". "Транзит казахстанской нефти является традиционным для России, он дает стабильный заработок, и теперь, с перенаправлением части этой нефти в сторону Германии, мы его сохраняем. Для Германии это удобно тем, что, когда казахская нефть попадает в российскую систему, она перемешивается с российской смесью Urals, и на выходе из трубы Казахстан продает именно Urals, в приобретении которой как раз заинтересована Германия. НПЗ этой страны настроены на переработку российской смеси", - сообщил он.

"То есть, покупая нефть у Казахстана, Германия не имеет необходимости ни перенастраивать заводы, ни дополнительно смешивать разные сорта до состояния, пригодного для переработки на этих заводах. Вопрос лишь в том, на каких условиях Казахстан будет продавать нефть в Германию и как будет оплачиваться транзит. Чем меньше объемы транзита по нефтепроводу "Дружба", тем выше ставка, то есть прокачивать тонну нефти становится все дороже. То есть России и Казахстану нужно еще определиться с тарифами, при этом в целом для всех выгодна эта схема снабжения Германии де-факто сортом Urals с поставками из Казахстана", - обратил внимание Игорь Юшков.

Для Германии такая схема является удобным выходом из антироссийских санкций. "Для полноценной загрузки своих НПЗ Германия может импортировать нефть только по "Дружбе". Мощность порта "Росток" для приема нефтяных танкеров и нефтепровода от порта до НПЗ слишком низкие, чтобы обеспечить 100% работы германских НПЗ. Если нефть не будет импортироваться по "Дружбе" в нужных объемах – неважно чья – то Берлину придется обращаться к Варшаве, чтобы Польша принимала танкеры с нефтью в порту Гданьска, откуда по нефтепроводу доставляла нефть до "Дружбы". Германия не очень хочет попадать в еще большую зависимость от Польши, кроме того, схема с Гданьском не слишком выгодна", - сказал экономист.

"С другой стороны, полностью восполнить утраченные российские объемы Казахстан не сможет. Если раньше из России по "Дружбе" шло под 20 млн т, то Казахстан такие объемы Германии продавать не будет. Сейчас пока речь о том, что в лучшем случаев в 2023 году выйти на 3 млн т поставки. Посмотрим, будут ли и Казахстан, и Германия заинтересованы в увеличении транзита", - заключил Игорь Юшков.

Авторы: Ольга Калгашкина, Андрей Петров

Источник: Вестник Кавказа, 13.01.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики