Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия разрешила Казахстану транзит нефти в Германию

Россия разрешила Казахстану транзит нефти в Германию

Минэнерго России одобрило поставки казахстанской нефти по нефтепроводу "Дружба" в Германию, об этом сообщили в компании "Казтрансойл".

"АО "Казтрансойл" получено подтверждение Министерством энергетики Российской Федерации на транспортировку в первом квартале 2023 года 300 тысяч тонн казахстанской нефти по системе магистральных нефтепроводов ПАО "Транснефть" по направлению пункта сдачи нефти "Адамова застава" для дальнейшей поставки в Германию", - говорится в сообщении.

Отмечается, что эти данные указаны в выписке из графика транзита нефти стран СНГ по территории России, утвержденного российским министерством.

Прокачка будет реализована на основании межправительственного соглашения России и Казахстана от 2002 года.

В конце декабря "Транснефть" сообщила о поступлении заявки от "Казтрансойла" на бронирование дополнительных мощностей нефтепровода "Дружба" для транзита в Германию в объеме 1,2 млн тонн на весь 2023 год. Заявку должно было утвердить Минэнерго России.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, Казахстан перенаправляет часть нефтяных поставок, которые ранее прокачивались до Усть-Луги на Балтике, в "Дружбу". "Транзит казахстанской нефти является традиционным для России, он дает стабильный заработок, и теперь, с перенаправлением части этой нефти в сторону Германии, мы его сохраняем. Для Германии это удобно тем, что, когда казахская нефть попадает в российскую систему, она перемешивается с российской смесью Urals, и на выходе из трубы Казахстан продает именно Urals, в приобретении которой как раз заинтересована Германия. НПЗ этой страны настроены на переработку российской смеси", - сообщил он.

"То есть, покупая нефть у Казахстана, Германия не имеет необходимости ни перенастраивать заводы, ни дополнительно смешивать разные сорта до состояния, пригодного для переработки на этих заводах. Вопрос лишь в том, на каких условиях Казахстан будет продавать нефть в Германию и как будет оплачиваться транзит. Чем меньше объемы транзита по нефтепроводу "Дружба", тем выше ставка, то есть прокачивать тонну нефти становится все дороже. То есть России и Казахстану нужно еще определиться с тарифами, при этом в целом для всех выгодна эта схема снабжения Германии де-факто сортом Urals с поставками из Казахстана", - обратил внимание Игорь Юшков.

Для Германии такая схема является удобным выходом из антироссийских санкций. "Для полноценной загрузки своих НПЗ Германия может импортировать нефть только по "Дружбе". Мощность порта "Росток" для приема нефтяных танкеров и нефтепровода от порта до НПЗ слишком низкие, чтобы обеспечить 100% работы германских НПЗ. Если нефть не будет импортироваться по "Дружбе" в нужных объемах – неважно чья – то Берлину придется обращаться к Варшаве, чтобы Польша принимала танкеры с нефтью в порту Гданьска, откуда по нефтепроводу доставляла нефть до "Дружбы". Германия не очень хочет попадать в еще большую зависимость от Польши, кроме того, схема с Гданьском не слишком выгодна", - сказал экономист.

"С другой стороны, полностью восполнить утраченные российские объемы Казахстан не сможет. Если раньше из России по "Дружбе" шло под 20 млн т, то Казахстан такие объемы Германии продавать не будет. Сейчас пока речь о том, что в лучшем случаев в 2023 году выйти на 3 млн т поставки. Посмотрим, будут ли и Казахстан, и Германия заинтересованы в увеличении транзита", - заключил Игорь Юшков.

Авторы: Ольга Калгашкина, Андрей Петров

Источник: Вестник Кавказа, 13.01.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики