Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В санкционной войне победителей не будет? Ответил Вадим Боровик (видео)

В санкционной войне победителей не будет? Ответил Вадим Боровик (видео)

Для тех, кто хочет лучше разобраться в происходящем в мире и понимать, как эти процессы, события и люди отразятся на жизни каждого и жизни страны. О главных событиях мировой политики этой недели рассказали в программе «САСС уполномочен заявить» на СТВ.

Надежда Сасс, СТВ: Мы же можем утверждать на данный момент, что, по сути, отказ от дешевых российских энергоносителей в стратегическом плане приведет к потере конкурентоспособности ЕС как промышленного центра. Я думаю, вы уже тоже наблюдаете за тем, как он постепенно рушит свой потенциал, который в прошлом был достаточно уверенным, особенно для мировой экономики.

Вадим Боровик, политолог: Можем абсолютно точно утверждать, что введение этих санкций обоюдно остро бьет и по Российской Федерации, и по Европейскому союзу. Это плохо. Нельзя говорить, что санкции – хорошо. Для Европы это понижение конкурентоспособности. Покупали сжиженный газ по рыночным ценам гораздо дороже, не иметь долгосрочных контрактов и стабильности планирования своей экономики, перевода своей энергетики, как они говорят, в зеленую зону и так далее – это всегда плохо. Сегодня очень многие производства выводятся в Северную Америку. Для России ничего хорошего тоже в этом плане. Абсолютно верно, сегодня газ пришел к такой нормальной цене, реальной. 800-700 долларов с 3 тысяч. 3 тысячи – это была спекулятивная цена. Она почти и не была 3 тысячи, в основном 2 тысячи. Но это все равно в 2,5-3 раза больше, чем это было в 2020 году. Хорошая цена для российского бюджета.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России: В 2020-м вообще 100 долларов.

Вадим Боровик, политолог: Да. И 100 было. То есть сегодня цена большая. По нефти дисконт огромный. И надо понимать, что диверсифицировать поставки, эти 25 % потери по газу и эти дисконты, очень сложно. Инфраструктура завозится долго. Туда надо трубу завезти и оттуда трубу. И туда закачать это надо и продать. И вы всем своим партнерам даете возможность выкручивать вам руки. И в Азии, и Индия покупает с огромным дисконтом. И Китай будет требовать огромный дисконт, и Турция будет требовать и отсрочки, и дисконт. Поэтому мы должны понимать, что идет гибридная война, руки поднимать вверх мы не будем. Россия имеет реальный ресурс, это не просто виртуальные какие-то деньги, это ресурс, который востребован на рынке. Но проблему американцы сумели создать для Российской Федерации. Мы должны четко понимать, что проблема есть и что ее быстро не решить. Чтобы перевести потоки в Азию, в те же Китай, Индию, нужно пять-семь лет. Чтобы реально перевести. Чтобы в Турции хаб создать и туда перенаправить – тоже нужны годы. Это не месяцы и не недели.

Источник: Столичное телевидение, 15.01.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики