Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Болгария тянет трубы к морю

Болгария тянет трубы к морю

Страна хочет возродить проект Бургас—Александруполис

Болгария в условиях эмбарго ЕС на импорт российской нефти пытается найти варианты обеспечения сырьем своего НПЗ в Бургасе. Одним из них может стать возобновление замороженного больше десяти лет назад проекта трубопровода Бургас—Александруполис, который на этот раз планируется развернуть в реверс для поставок из Греции в Болгарию. Но эксперты с учетом стоимости и отсутствия гарантированных объемов прокачки сомневаются в целесообразности проекта.

Болгария и Греция договорились в срочном порядке возобновить строительство трубопровода для транспортировки нефти из греческого порта Александруполис в болгарский Бургас. Об этом заявил президент Болгарии Румен Радев на форуме «Болгарская энергетика: Стратегия 2023–2053». Он пояснил, что это необходимо для обеспечения сырьем крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего завода в Бургасе (принадлежит ЛУКОЙЛу), а также других НПЗ Черноморского региона, «которые смогут получать нефть со всего мира» в условиях запрета на импорт в ЕС российского сырья.

По словам министра энергетики страны Росена Христова, соответствующий меморандум о взаимопонимании с Грецией будет подписан в ближайшие недели, что позволит начать работу над проектом. На данный момент НПЗ в Бургасе продолжает получать российскую нефть, поскольку Болгария получила соответствующие исключения из европейского эмбарго до конца 2024 года. В ЛУКОЙЛе ситуацию комментировать не стали.

Исходный проект возник в марте 2007 года и предполагал поставки нефти, в основном из России, через Болгарию в Грецию в объеме до 50 млн тонн в год. Его стоимость тогда оценивалась примерно в €1 млрд. Суть проекта была в том, чтобы избежать прохода через крайне загруженный Босфор, где танкеры регулярно сталкиваются с пробками.

В 2008 году для строительства учредили Trans-Balkan Pipeline B.V., где России принадлежал 51%, остальные доли поровну разделили Болгария и Греция. Но в 2012 году София в одностороннем порядке вышла из соглашения, проект был заморожен.

К его воскрешению эксперты относятся скептически. Как отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, потребность в строительстве подобного нефтепровода на фоне опасений Болгарии в отношении Турции, которая может в перспективе ограничивать прохождение судов через свои проливы, есть. Но, отмечает господин Юшков, есть сомнения в экономической целесообразности нефтепровода при довольно небольших объемах потребления в Бургасе: Болгарии придется покупать нефть на мировом рынке, доставлять ее в Грецию, платить за перевалку и прокачку по трубопроводу.

В исходной версии нефтепровода Бургас—Александруполис были понятны источники поставок в России и их получатели в Средиземноморском бассейне, добавляет руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭКа РГУ имени Губкина Вячеслав Мищенко. По мнению эксперта, в настоящий момент такой определенности нет. 

Господин Мищенко видит в планах Болгарии в большей степени политическое заявление о намерении стать независимой от поставок из России.

В условиях нефтяного эмбарго против РФ не только Болгария пытается найти возможность обеспечения сырьем заводов, принадлежащих в том числе российским компаниям. Так, Сербия для снабжения двух НПЗ, входящих в местную нефтяную компанию NIS (56,15% принадлежит структурам «Газпрома»), рассчитывает построить в партнерстве с Венгрией ответвление протяженностью 128 км и стоимостью €83 млн от нефтепровода «Дружба». Поставки по «Дружбе» по настоянию Венгрии исключены из санкций ЕС до конца 2024 года. Сейчас Сербия получает нефть по нефтепроводу от хорватского порта Омишаль.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 17.01.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики