Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа смягчила санкции против российских нефти и нефтепродуктов

Европа смягчила санкции против российских нефти и нефтепродуктов

Если российское топливо будут смешивать с топливом из другой страны, то потолок цен действовать не будет. Это правило распространяется и на нефтепродукты, произведенные из российской нефти, но в другой стране

Выгодоприобретателей у европейских поправок к санкциям может быть несколько. В первую очередь сама Европа, которая исторически была главным покупателем российского дизеля. Если сейчас его будут смешивать с топливом из другой страны, то он как бы уже не будет российским. А значит, для него не будет действовать потолок цен — компании получат возможность страховать и перевозить. Выиграют иностранные компании, потому что будут покупать подешевевшее российское сырье, смешивать с более дорогим — оно перестанет быть токсичным для покупателей.

Между тем Россия будет и дальше спокойно продавать нефть, пусть и теряя в деньгах из-за дисконта. Продолжает замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«Россия выигрывает с точки зрения удержания рынков сбыта или выхода на новые рынки сбыта. Прежде всего в части сырой нефти и мазута. Но это не решает наши проблемы с поставками дизельного топлива, потому что рыночных ниш для таких объемов дизеля, который мы поставляли в Европу, на рынке пока нет. Когда они появятся, не очень понятно. Но в целом это, конечно, поддержит наш физический экспорт нефти, нефтепродуктов за счет потери определенной части стоимости».

Интересно, что США в свое время тоже разъясняли, когда потолок действует, а когда — нет. В Америке позиция была жестче: выше потолка разрешается продавать при глубокой переработке нефти, а вот при простом смешивании нельзя. То, что Европа решила поступить мягче, явно связано с зависимостью ЕС от российского топлива. В предыдущих годах половину европейского импорта дизеля обеспечивала Россия. И у РФ на Европу приходилось 40% экспорта нефтепродуктов.

Возможно, компаниям даже не потребуется смешивать нефть и нефтепродукты, чтобы продавать их в Евросоюз. Просто придется делать это с помощью иностранных трейдеров, а Европа будет закрывать на это глаза, предполагает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Я даже не исключаю, что будут сквозь пальцы смотреть на своповые взаимооперации обмена. Скажем, когда российский дизель будет передаваться где-нибудь в море ближневосточному трейдеру в обмен, например, на какой-то другой продукт, и этот другой продукт будет поставляться, допустим, в Европу. И выяснится, что, условно говоря, часть этих своповых операций была только на бумаге. Опять же, на переходный период, пока налаживается новая логистика, я думаю, ЕС к этому будет относиться спокойно».

Наконец, у российских компаний все еще остались зарубежные НПЗ, в том числе в Азии. Возможно, оттуда наши нефтепродукты, которые по бумагам уже будут не нашими, отправятся в Евросоюз. Не случайно партнеры РФ, которые не присоединились к санкциям, к концу 2022 года резко нарастили импорт российской нефти. И эти же страны увеличили поставки нефтепродуктов в Европу. Только Китай нарастил их больше чем в два раза. Может быть, что-то придется на Белоруссию, которая перерабатывает российскую нефть.

Наконец, как выяснила Financial Times, активизировались перевозки иранскими танкерами-призраками. У них отключены системы слежения, нельзя определить порт приписки, собственность, а записаны они на офшорные компании. А популярным местом для смешивания нефти стал Сингапур. И, конечно, все предпочитают публично не распространяться, какое у этого топлива происхождение. В общем, по принципу «смешать, но не разбалтывать».

Источник: BFM.RU, 07.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики