Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли Россия свободно торговать нефтепродуктами, несмотря на эмбарго и ценовой потолок?

Сможет ли Россия свободно торговать нефтепродуктами, несмотря на эмбарго и ценовой потолок?

Евросоюз сделал два важных исключения, согласно которым нефтепродукты не считаются российскими, если их произвели из российской нефти за рубежом или если они смешиваются с другими нефтепродуктами

Евросоюз сделал ряд исключений из эмбарго на российские нефтепродукты, а также из потолка цен при поставках в третьи страны. Это следует из пояснений Еврокомиссии. На документ обратило внимание РБК.

Нефтепродукты не считаются российскими, во-первых, если их произвели из российской нефти за рубежом или переработали за границей. Во-вторых, если они смешиваются с нефтепродуктами из других стран. Потому что в таком случае товару присваивается новый таможенный код, отметили в Еврокомиссии. Это означает, что такие нефтепродукты можно продавать без учета ценовых ограничений, а европейские провайдеры могут без проблем страховать и перевозить их.

Евросоюз долгое время зависел от импорта российских нефтепродуктов. В 2021-2022 годах около половины европейского импорта дизельного топлива обеспечивала Россия. Примерно 40% экспорта всех отечественных нефтепродуктов приходилось на ЕС.

Перед эмбарго Евросоюз нарастил закупки, чтобы сделать запасы. Объемы поставок били многолетние рекорды. Теперь их предстоит заместить, и это будет очень непросто, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

— Найти альтернативу российским нефтепродуктам намного сложнее, чем альтернативу российской нефти, как раз потому, что нефть — более глобальный товар, чем нефтепродукты. Если бы ЕС решил очень жестко следовать своему санкционному курсу, то мог бы столкнуться с ситуацией, когда у него были бы банальная нехватка нефтепродуктов и рост цен. Поэтому я так думаю, что ЕС и фактически, и даже на уровне правовых норм будет разрешать импорт российских нефтепродуктов как бы косвенным образом. Я даже не исключаю, что будут сквозь пальцы смотреть на своповые взаимооперации обмена. Скажем, когда российский дизель будет передаваться где-нибудь в море ближневосточному трейдеру в обмен, например, на какой-то другой продукт, и этот другой продукт будет поставляться, допустим, в Европу. И выяснится, что, условно говоря, часть этих своповых операций была только на бумаге. Опять же, на переходный период, пока налаживается новая логистика, я думаю, ЕС к этому будет относиться спокойно.

— Мера все-таки временная?

— Ближайшие несколько месяцев ЕС будет использовать стратегию полузакрытых глаз. Если через полгода они выяснят, что есть новая логистика, что есть сокращение спроса, то, я думаю, они будут пытаться ужесточить меры. Кстати, российское правительство тоже подобную стратегию использует. В стране тоже нет никаких скандалов, российское правительство не наказывает никакие компании, что они якобы участвуют в сделках, Федеральная таможенная служба исходит из презумпции невиновности компаний. Ну и хорошо. То есть обе стороны используют такой вариант этой самой стратегии полузакрытых глаз для того, чтобы адаптироваться в моменте. Но объемы производств нефти в России могут сократиться на 5-7% в ближайшие месяцы. Сколько это будет именно в деньгах для бюджета? По крайней мере, ситуация не выглядит как какая-то катастрофическая в любом случае, это точно.

По словам экспертов, Россия перенаправляет экспортные потоки сырой нефти в Турцию, Индию и Китай. Эти же страны в свою очередь увеличивают экспорт нефтепродуктов в ЕС. Эмбарго на поставки нефтепродуктов в Евросоюз вступило в силу 5 февраля. Для третьих стран заработал ценовой потолок 100 долларов за баррель для светлых нефтепродуктов, включая дизтопливо и бензин, и 40 долларов за баррель — для темных, например мазута.

Россия ранее заявляла, что не будет поставлять нефть и нефтепродукты в страны, которые будут соблюдать ценовой потолок.

Источник: BFM.RU, 07.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики