Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты рассказали, для чего Россия сокращает добычу нефти

Эксперты рассказали, для чего Россия сокращает добычу нефти

Россия в марте добровольно сократит добычу сырой нефти на 0,5 млн баррелей в сутки (около 5% от уровня добычи декабря 2022 года), заявил вице-премьер Александр Новак.

Вице-премьер подчеркнул, что это решение ответ на санкции Запада - эмбарго ЕС на импорт нефти и нефтепродуктов из России, а также введение на них ограничений цен, к которым присоединились помимо ЕС, страны G-7 и Австралия.

"Россия считает, что механизм "ценового потолка" при реализации российской нефти и нефтепродуктов является вмешательством в рыночные отношения и продолжением деструктивной энергополитики стран коллективного Запада. В будущем он может не только привести к снижению инвестиций в нефтяном секторе и соответственно дефициту нефти, но и быть распространенным на другие сектора мировой экономики с аналогичными последствиями", - сказал Новак.

Он напомнил, что в качестве одного из шагов по нивелированию угрозы мировому нефтяному рынку в России введен запрет напрямую или косвенно применять в договорах на поставку нефти отсылки к любым нелегитимным рестрикциям. 

Вице-премьер РФ Александр Новак: На сегодня мы полностью реализовываем весь объем производимой нефти, однако, как и было заявлено раньше, мы не будем продавать нефть тем, кто прямо или косвенно придерживается принципов ценового потолка.

По его словам, решение о добровольном сокращении добычи на 500 тыс. баррелей в сутки будет способствовать восстановлению рыночных отношений. В дальнейшем при принятии решений, Россия будет исходить из складывающейся ситуации на рынке, сообщил вице-премьер. 

То есть не исключено и большее сокращение добычи, хотя мировой спрос благодаря Китаю сейчас растет достаточно быстрыми темпами. Примечательно, что в 2023 году его увеличение в Китае ожидается на те же 500 тыс. баррелей в сутки. 

Зачем сокращаем

Решение России сократить добычу, преследует две цели, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Одна политическая - показать, что мы держим ситуацию под контролем, управляем процессом, мы не ведомые, и готовы ответить на санкции Запада. Вторая экономическая - поднять котировки российской нефти, которые сейчас находятся даже значительно ниже принятого G-7 и ЕС потолка цен (60 долларов за баррель).

Есть здесь еще и психологический момент. По мнению Симонова, решение сократить добычу - сигнал Евросоюзу, который судя по последним принятым исключениям к действию потолка цен на российские нефтепродукты, понимает, что санкциями только ухудшает ситуацию в своей экономике. А впереди, новые "пакеты" ограничений. Мы, таким образом, говорим им "Одумайтесь!", считает эксперт.

Поднять котировки нам нужно для наполнения бюджета. Как отмечает руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников, в бюджет заложена цена российской нефти Urals (она используется для расчета налогов и пошлин) в 70 долларов за баррель, тогда как пока в этом году средняя цена ниже 50 долларов за баррель с учетом дисконта. Очевидно, что для бюджета это грозит недополучением доходов в размере 2.5-3 трлн рублей по итогам года, если ситуация не изменится.

Основные доходы идут в бюджет с налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) именно с нефти. Налог рассчитывается из валовых объемов добычи, но привязан к котировкам Urals в долларах. Поэтому мы зависим от цен. На экспорт отправлялось около 45% от всей добытой в России нефти. То есть объемы добычи зависят от поставок за границу. Но нам невыгодно продавать нефть по низким ценам, а увеличение объемов добычи и экспорта снижает цены. 

В январе этого года по сравнению с январем прошлого доходы бюджета от добычи и экспорта нефти, газового конденсата и нефтепродуктов снизились на 311,5 млрд рублей, поясняет Симонов. Сравнение грубовато, но показывает проседание доходов.

Цена Urals, заложенная в бюджет, составляет 70,1 доллара за баррель, а объем добычи и экспорта нефти - 490 млн тонн и 250 млн тонн, соответственно, уточняет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Для сравнения, в 2021 году добыча нефти в России составила 523,7 млн тонн, а экспорт - 231 млн тонн. Соответственно, для выполнения бюджетного плана в этом году экспорт нефти должен превысить докризисный уровень, несмотря на сокращение добычи.

Почему сокращаем

Но цена Urals сейчас значительно ниже 70 долларов за баррель. Как поясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, для бюджета сейчас выгоднее повышение цен на российскую экспортную нефть, так как даже при высоких уровнях добычи из-за низкой ее стоимости формируется дефицит бюджета.

Кроме того, как отмечает Родионов, эмбарго ЕС на наши нефтепродукты может подстегнуть компании на увеличение экспорта сырой нефти пусть и с большим дисконтом. А вот переориентировать на другие рынки экспорт нефтепродуктов проще в условиях высоких цен, которые сумеют покрыть рост транспортных издержек. 

Сокращение 0,5 млн баррелей в сутки для внутреннего рынка едва ли окажется критичным. В период максимально снижения добычи по сделке ОПЕК+ российские компании снижали производство на 2,5 млн баррелей в сутки. Мировой рынок воспринял новость сдержанно. В моменте цены на нефть Brent подскочили с 84,3 до 86,8 доллара за баррель, но насколько это отразилось на дисконте Urals к Brent, будет понятно лишь в марте, когда объем сокращения нашей нефти уйдет с рынка. Как замечает Симонов, объем сокращения заметный, но пока небольшой даже относительно только российской добычи (около 5%). Ожидать сильного разворота нефтяных цен к росту пока не стоит.

Остается понять, насколько опасно для нашей страны уже произошедшее падение доходов бюджета в январе. По мнению Чернова, ситуацию с недобором налогов в январе критичной назвать нельзя, так как у правительства остается множество вариантов нивелировать дефицит бюджета. Среди них продажа валюты или золота из ФНБ, заимствования на внутреннем рынке (размещение облигаций), выпуск бескупонных ОФЗ для возможности займов у неквалифицированных инвесторов (в том числе и их пенсионные накопления из ПФР), сейчас также обсуждается единовременная добровольная выплата от крупнейших компаний.

Иная точка зрения у Мельникова. Ситуация уже достаточно опасная, поэтому сейчас правительство, вероятно, изменит систему налогообложения, чтобы привязать налоги к котировкам Brent (эталонный сорт нефти) и тем самым стимулировать нефтяные компании сокращать дисконты, что также приведет к снижению производства, считает он. Уменьшение добычи не окажет такого значимого негативного эффекта для бюджета, как нынешнее падение цен Urals. Бюджету гораздо выгоднее было бы сокращение добычи на 10% по итогам года со средней ценой нефти в 75 долларов за баррель Urals, чем текущая ситуация.

Как уточняет замдекана экономического факультета МГУ Александр Курдин, ситуация с недобором налогов и бюджетным дефицитом в целом пока вызвана многими факторами, это вовсе не только нефтегазовые проблемы, но и в том числе изменения налогового регулирования, так что алармизм на базе январских бюджетных результатов пока несколько преждевременный. В целом на нефтяном рынке обычно даже небольшое сокращение добычи может привести к значительному росту цены, именно на этой логике основана работа ОПЕК+. Но сейчас с учетом ценового потолка рассчитывать на рост цен нефти трудно, и главное - контролировать этот фактор все труднее. Поэтому в нынешних обстоятельствах в первую очередь хотелось бы поддерживать стабильную работу отрасли, отмечает эксперт. 

По мнению Чернова, критичная стоимость российской нефти для бюджета вероятно располагается в районе 30-40 долларов за баррель, но это если она продержится на данных значениях долгий период времени. Если около месяца, то и эта цена для бюджета критичной не станет, его пополнят из других источников.

Ранее в финском Центре исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA) критической для российского бюджета была названа цена нефти Urals 20-30 долларов за баррель.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 10.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики