Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетический кризис в ЕС ослаб, но не закончился

Энергетический кризис в ЕС ослаб, но не закончился

Еврокомиссия опубликовала экономический прогноз на 2023 год. В этом вопросе разбирался ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ

Документ, выпущенный в начале текущей недели, представляет собой как обзор происходивших ранее событий в экономике и энергетике Евросоюза в целом, так и непосредственно ожидания от наступившего года.
 
В целом еврочиновники преисполнены оптимизма. Ситуация для европейской экономики сейчас выглядит гораздо лучше, чем это было в прошлом году. Пик проблем и опасений пришелся на второе полугодие 2022 года. И связано это было прежде всего с дорогими энергоносителями.
 
Биржевые цены на газ в августе доходили фактически до $3000 за тыс куб. м. Это создавало проблемы для всей европейской экономики, как минимум из-за того, что стоимость энергии закладывается в конечные цены любой продукции.
 
Поэтому в прошлом году в Европе дорожали как товары, так и услуги. А это, в свою очередь, раскручивало инфляцию. В Прибалтике, например, она составила около 20%.
Еврокомиссия в своем прогнозе говорит об общей инфляции в ЕС на уровне 9,2% за прошлый год и ожидает снижение до 6,4% в 2023 году и до 2,8% в 2024 г.

Политические игры с ценами на газ

Экономический прогноз Еврокомиссии представляет собой смесь объективных экономических данных с политизированными объяснениями и оценками. Так, например, авторы указывают на то, что все экономические проблемы произошли из-за России.
 
Однако признают, что в основе экономического кризиса лежит энергетический. А цены на газ (а вместе с ними – и инфляция) росли весь 2021 год, еще до начала СВО и введения антироссийских санкций, и еврокоммисар по экономике Паоло Джентилони представил это наглядно на своей презентации.
 
Такой же подход Еврокомиссия использует и в других частях своего прогноза. Так, авторы документа указывают на то, что Европа смогла преодолеть энергетический кризис благодарю действиям европейских властей, которые приняли план по снижению потребления газа.
 
Якобы в рамках его успешной реализации удалось снизить дефицит, что и привело к снижению цен. Естественно, евробюрократы пытаются выдать сложившиеся обстоятельства за свои достижения.
 
В реальности из-за дорогого газа в Европе в 2022 году многие предприятия либо полностью останавливались, либо сокращали выработку продукции.
Ведь дорогая энергия поднимала себестоимость товара, и он становился неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией из других стран – США или Китая. В итоге по мере роста стоимость газа сокращалось его потребление в Европе.
 
По оценкам Международного энергетического агентства, потребление газа в Евросоюзе в 2022 году снизилось примерно на 50 млрд куб. м., т.е. примерно на 10%. А институт Bruegel оценивает снижение в 12%.
 
Обе организации соглашаются, что основное снижение произошло в промышленном секторе. Причем видна четкая взаимосвязь: чем выше цена на газ - тем меньше его потребляет промышленность.
 
Уменьшение общего потребления газа в Евросоюзе стало одной из настоящих причин снижения цен на газ, которое началось еще в декабре 2022 года. Если некому покупать газ, то и дефицит снижается.

Холода в Европу так и не пришли

Второй важнейшей причиной снижения цен стала очень теплая зима. Во многих европейских странах за весь отопительный сезон температура воздуха не опускалась ниже нуля.
А в Берлине, например, на новый год температура воздуха была около +15 градусов. В таких условиях на отопление потребовалось значительно меньше газа, чем в среднем в предыдущие годы.
 
Это и внушает европейцам оптимизм: если газа в подземных хранилищах по итогам отопительного сезона останется много, то покупать сырье для дозакачки в рамках подготовки к следующей зиме нужно будет меньше.
 
В 2022 году газ покупали по любым ценам, лишь бы заполнить подземные хранилища газа ближе к 100%, поддерживали цены на высоком уровне.
 
Еврокомиссия признает и наличие рисков. Так, в прогнозе указано, что дефицит газа может вернуться из-за Китая и сохранения спроса со стороны самих же европейских потребителей.
Действительно, европейцам расслабляться рано. Нынешняя зима стала для ЕС подарком.
 
Но даже в нынешней ситуации цены на газ продолжают держаться на высоком уровне: в январе $600-700 за тыс. куб. м., в феврале -- $500-600. Хотя еще пару лет назад мы назвали бы такие цены заоблачными.
 
Но стоит помнить и о другом подарке, которые весь 2022 год делал Европе Китай.

При чем здесь коронавирус

В прошлом году Пекин придерживался политики нулевой терпимости к коронавирусу. В случае появления даже небольшого количества заболевших целые города закрывались на карантин. Соответственно, люди и товары не перемещались, предприятия останавливались.
 
В результате Китай в 2022 году сократил импорт газа на 9,9%, причем за счет сокращения закупки СПГ. Это означает, что Китай фактически не конкурировал с Европой за доступные на мировом рынке объемы СПГ, и они спокойно "перетекали" в ЕС, когда цена там стала выше, чем в Азии.
 
В 2023 году Пекин отказался от практики карантинов, что даст импульс развития экономики, а значит - возрастет потребление и импорт газа.
 
В январе и феврале 2023 года цены на газ в Азии держатся выше, чем в Европе, и СПГ уже в большей степени уходит туда. Поэтому Евросоюзу придется предлагать цены выше, если он хочет получить достаточный объем СПГ.

Обратная сторона санкций

Второй тип рисков для Европы лежит на стороне поставщиков газа. В 2022 году почти все первое полугодие из России в ЕС поступали существенные объемы газа. Только летом стали существенно сокращаться объемы прокачки по "Северному потоку" (был остановлен 3 сентября).
 
А в 2023 году уже с 1 января у ЕС нет возможности нарастить закупки у "Газпрома", чтобы компенсировать уходящий в Азию СПГ.
 
А новые заводы по сжижению газа, которые дадут мировому рынку дополнительные объемы СПГ, появятся преимущественно с 2026 по 2030 год (будут вводиться в строй СПГ-заводы в США и Катаре).
 
Но Еврокомиссия в своем прогнозе указывает на это, скорее, не для того, чтобы предупредить европейцев об опасности и объективно оценить риски. Еврочиновники хотят показать, что с прошлой волной энергетического кризиса ЕС справился якобы благодаря их усилиям.
 
Но так как риски сохраняются, национальным правительствам нужно и дальше передавать полномочия по управлению энергетикой в Брюссель, лишаясь своего суверенитета.
Такой путь крайне опасен для европейской промышленности. Ведь именно непродуманная энергетическая политика Еврокомиссии, основанная на программе ускоренного энергоперехода, и привела к дефициту ископаемого топлива, росту цен, большой инфляции и стагнации в экономике.

Однако евробюрократы вряд ли будут слушать крупный бизнес, который и создавал Евросоюз как "Европейское объединение угля и стали".

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Sputnik Таджикистан, 15.02.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики