Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ширма борьбы с дефицитом помогла нефтяникам

Ширма борьбы с дефицитом помогла нефтяникам

Нестабильная ситуация на топливном рынке России привела к росту цен и дефициту бензина в нескольких регионах. Даже жители Москвы и Петербурга все чаще начинают сталкиваться с дефицитом бензина, чаще всего марки АИ-95, на городских АЗС. Вчера сотрудник нашей компании смог заправиться только на третьей по счету заправке, причем по довольно высокой цене. Первая из заправок оказалась закрыта, на второй продажа бензина производилась только по топливным картам.

Напомним, что в конце апреля Минэнерго и российские нефтяные компании решили в мае прекратить экспорт нефтепродуктов для насыщения внутреннего рынка. Также по поручению премьер-министра Владимира Путина в мае пошлина на экспорт нефтепродуктов была увеличена на 44%.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник прокомментировал корреспонденту МТРК «Мир» ситуацию вокруг дефицита бензина в стране.

Как вы считаете, из-за чего произошел нынешний топливный кризис?

— Ну, смотрите, что происходит. Было объявлено, что вроде бы удалось победить дефицит за счет административных заградительных мер, то есть резкого повышения с 1 мая экспортных пошлин и их пролонгации на июнь. Однако российский рынок нефтепродуктов сохраняет неоднозначность. С ценообразованием все по-прежнему довольно сложно. Бензин продолжает стабильно дорожать, власти в свою очередь ищут способ застраховаться от новых топливных кризисов, и теперь уже сосредотачивают усилия именно на предотвращении в среднесрочном плане дефицита и почти не обращают внимание на проблему роста цен. При этом в пылу борьбы с устранением дефицита нефтяники потихоньку поднимают цены на топливо. Если мы посмотрим на начало года, то как такового дефицита и не было. Была проблема резкого скачка цен на дизельное топливо, по которой было принято административное решение правительства и компании снизили цены на заправках на несколько рублей.

До конца мая должен быть проработан пакет предложений по возращению на российский рынок низкокачественного стандарта топлива «Евро-2», который, как известно, запрещено было продавать у нас в стране с начала этого года, что также должно помочь устранить дефицит. Как долго это продлится — большой вопрос. Таким образом, весенний коллапс на внутреннем рынке топлива сыграл на руку нефтепроизводителям, им удалось вернуть право сбыта топлива низких стандартов качества и незаметно повысить ценники на АЗС, сославшись на конъюнктурные изменения стоимости нефти.

Как вы считаете, повышение пошлины на экспорт улучшило ситуацию?

— Статистика все равно фиксирует серьезный дисбаланс в сегменте сбыта нефтепродуктов. Дело в том, что это масштабное административное вмешательство в топливный рынок, по сути, ручное управление привело к парадоксальной ситуации. Росстат опубликовал данные о потребительских ценах, согласно которым в конце апреля — начале мая рост цен в опте обогнал розничные темпы подорожания нефтепродуктов, можете себе такое представить? Рост оптовых цен, например, с конца апреля по 6 мая, то есть за две недели составил около 6%, биржевые цены за это время выросли на 10%, а топливо на заправках подорожало на 2–3%. Такой рыночный дисбаланс — это эффект от административного вмешательства.

Единственный способ, который может помочь выйти из топливного кризиса, это независимая нефтепереработка, которой в России не было, нет, и в нынешних условиях, я думаю, в ближайшее время ее запустить не представится возможным. Поэтому сейчас Минэнерго и другие ответственные профильные ведомства занимаются упреждением, то есть создают какие-то заградительные меры и пытаются обеспечить нивелирование дефицитных проявлений путем послаблений для нефтепереработчиков.

По опросам ВЦИОМ, основной причиной повышения цен на бензин в России являются неуемные аппетиты нефтяных магнатов, считает каждый пятый россиянин, а для стабилизации ситуации необходимо провести проверку нефтяных компаний на предмет сговора (65%). Как вы считаете, есть ли в данной ситуации какой-то элемент сговора, из-за которого топливо на заправках исчезает?

— Монополизация нефтяного рынка в России никак не снижается, несмотря на меры Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Сейчас нефтяные компании давят в ручном режиме штрафами, возбуждая первую, вторую, третью волну оборотных штрафов. Потом компании идут на мировую с ФАС, соглашаясь снизить цены на рубль-другой, штрафы соответственно снижаются в разы — с нескольких миллиардов до нескольких миллионов. С другой стороны, буквально через пару месяцев компании забывают, что у них есть мировое соглашение с ФАС, и снова поднимают эти цены. В другом случае нефтяные компании запускают процедуру судебных тяжб, процессы длятся годами, и деньги от штрафов не попадают в бюджет. То есть на рынке действительно существует дисбаланс.

Вы говорили о рынке переработки, какие еще меры можно принять прямо сейчас?

— О создании системы независимой переработки в целях обеспечения конкурентных правил игры на рынке пока речь не идет, поэтому мне видится, что новые витки кризиса не за горами, что мы в принципе сейчас и наблюдаем. Но с другой стороны, мне кажется, что сетевые заправки, такие как «Роснефть» или «ЛУКОЙЛ», не испытывают дефицита. Проблемы возникли больше у независимых переработчиков в отдаленных регионах. То есть то, что сейчас затронут Северо-Западный регион и Центральная часть России, меня несколько удивляет, ведь здесь достаточно большое насыщение сетями заправок.

Резюмируя, можно сказать, что за ширмой борьбы с топливным дефицитом нефтяникам без особого скандала удалось поднять цены на заправках внутри страны и добиться ряда необходимых пролонгаций, что, прежде всего, касается возвращения на рынок низкоэкологичного топлива «Евро-2», а также продления до 2014 года программы утилизации попутных нефтяных газов. А в целом в стране, где, как отмечал премьер-министр, по уровню добычи нефти мы вышли на 505 млн тонн в год, такие проявления на рынке топлива, конечно же не должны происходить.

Согласно всероссийскому опросу ВЦИОМ, который прошел 14–15 мая 2011года, каждый пятый россиянин считает, что основной причиной повышения цен на бензин в России являются алчность нефтяных олигархов. Также респонденты допускают в качестве причин роста цен наличие картельного сговора (12%) и отсутствие контроля над ценами на бензин со стороны государства (11%).

Источник: МТРК «Мир», 25.05.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики