Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему США пытаются вернуть торговлю российской нефтью из "серой зоны" в "белую" и как нефтяные санкции против РФ навредили их же инициаторам

Почему США пытаются вернуть торговлю российской нефтью из "серой зоны" в "белую" и как нефтяные санкции против РФ навредили их же инициаторам

В сенат США в очередной раз внесен законопроект против деятельности организации стран - экспортеров нефти - ОПЕК. Едва ли он опять будет принят, но его появление в информационном поле всегда свидетельствуют, что США начинают себя чувствовать на нефтяном рынке весьма неуютно.

Подтверждением этому является еще то, что американский минфин призвал крупнейших нефтетрейдеров возобновить работу с российской нефтью и не опасаться торговать ею. Как не парадоксально, но это также попытка вернуть себе утерянные позиции на мировом нефтяном рынке.

Сейчас он фактически разделился на два независимых полюса. Один - это страны G7 и Европы. Здесь все по-старому: доллары, евро, биржи, фьючерсы, известные страховые компании и понятная Западу логистика. Другой полюс - это торговля нефтью, добываемой в странах под санкциями США и ЕС, то есть российской, иранской, венесуэльской. Это более 18% от международной торговли нефтью, причем доля сырья из этих стран будет расти. Именно у России и Ирана есть реальная возможность значительно увеличивать экспорт своей нефти, а у Венесуэлы для этого есть серьезный потенциал - страна первая в мире по запасам нефтяного сырья.

Противопоставить этим странам Западу нечего. Только добыча в США, но "сланцевая революция" давно в прошлом, и сегодняшний рост слишком медленный, чтобы претендовать на роль гегемона на рынке. Для этого им нужен сильный союзник, который будет "играть по их правилам". ОПЕК - явный кандидат на эту роль, но поскольку уговоры увеличить добычу нефти не сработали, сейчас Америка перешла к угрозам.

Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, США, увеличивая свое присутствие на физическом рынке нефти, теряют влияние на виртуальном рынке. США сами выстроили и управляли всей системой мировой торговли нефтью, контролируя ее через финансовые инструменты. Но теперь торговля уходит в тень, в "серую зону", которая находится вне поля зрения Америки. Это видно по числу судов, перевозящих санкционную нефть, по объемам "серой" перевалки и прочему. Этот рынок существует по другим правилам. А цель США - сохранить контроль над всем рынком, управлять им, желательно от добычи до продажи. Последние решения ОПЕК, а тем более ОПЕК+, не вписываются в эту логику США, поэтому Америка пытается использовать все способы давления на Саудовскую Аравию и ОАЭ - финансовые, экономические, политические и юридические, поясняет Симонов.

В течение последних тридцати лет было несколько попыток принять NOPEC - закон, запрещающий нефтедобывающие и экспортные картели, уточняет партнер практики налогов и права группы "Деловой профиль" Александр Силаков. Последняя такая попытка была в октябре 2022 года, когда ОПЕК+ принял решение сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки, вопреки просьбам США ее увеличить. И вот в марте 2023 года законопроект опять выносится на рассмотрение. Но рассчитывать на то, что законопроект наконец может быть принят, тоже не следует, так как за его принятием последуют ответные меры, способные еще сильнее разбалансировать мировой рынок, считает Силаков.

Международная торговля нефтью все больше уходит в "серую зону", которая не контролируется странами Запада

Что касается призывов США больше торговать российской нефтью, то они тоже объяснимы. Добыча и экспорт нефти в России после ввода санкций (запрет на импорт нашего сырья ЕС, США и Канадой) не только не снизились, но даже выросли. А переход отечественных компаний на работу с трейдерами локального масштаба с Ближнего Востока и из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) вывели торговлю российской нефтью из поля влияния стран Запада, позволив в том числе отказаться от расчетов в евро и долларах в пользу национальных валют.

Дело в том, что заставить, например, индийские компании следовать условиям потолка цен на российскую нефть (60 долларов за баррель) силой США не могут. Если индийская компания покупает у нас нефть и при этом везет ее на своем или российском танкере, а также никак не связана с финансовыми или страховыми структурами стран G7, ЕС или Австралии, то она не нарушает санкции, поскольку ее страна к ним официально не присоединялась. Она может покупать и торговать российской нефтью в три раза дороже потолка цен, не возбраняется.

Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов / Сергей Тихонов

Крупнейшие же международные нефтетрейдеры встроены в американскую систему торговли. Они работают через американские и европейские банки, с Запада идут основные инвестиции, происходит кредитование сделок, а также страховое обеспечение. И именно эти компании еще на первых волнах санкций против России отказались работать с нефтью из нашей страны. Но в результате получилось, что это сработало против инициаторов антироссийских ограничений.

Есть здесь и еще один нюанс, связанный с потолком цен на российскую нефть. Как заявляли страны G7 и ЕС, потолок вводился не для снижения объемов экспорта российской нефти, а для уменьшения нефтяных доходов бюджета нашей страны. Цель была снизить цену нашей нефти близко к ее себестоимости. В результате цена упала, но больше виртуально. Она оказалась ниже потолка, только если ее определять в портах отгрузки или в портах прибытия в Европе, куда наша нефть с декабря не поставляется. Здесь ее стоимость определяли в 48-49 долларов за баррель. Но, по данным агентства Argus, для индийских покупателей скидка на российскую нефть к эталонному сорту Brent до 7 марта составляла 16 долларов за баррель, а после 7 марта -17 долларов за баррель. То есть ее стоимость колебалась в диапазоне 64-66 долларов за баррель.

Российский бюджет пока получает налоги, также исходя из виртуальной цены нашей нефти Urals, но уже с апреля механизм меняется. Устанавливается максимально возможная скидка на нашу нефть Urals относительно Brent, и с каждым месяцем она будет уменьшаться. Выше, чем максимальная скидка, цена Urals для расчета налогов может быть, ниже - нет. То есть потолок цен перестанет выполнять свою главную цель - ограничивать доходы бюджета России. Поэтому для США важно вернуть торговлю российской нефтью из "серой зоны" в "белую". Можно будет требовать от трейдеров неукоснительного выполнения условий по ограничению цен.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 13.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики