Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как участие в энергетических проектах на Сахалине сдерживает Японию от оголтелых санкций

Как участие в энергетических проектах на Сахалине сдерживает Японию от оголтелых санкций

Японские компании продолжат работать в энергетических проектах на Сахалине, поскольку они важны с точки зрения обеспечения энергетической безопасности страны. Об этом заявил премьер-министр Японии Фумио Кисида, выступая на заседании верхней палаты парламента.

В результате, Япония стала единственной страной G7, которая официально поддержала все санкции против экспорта энергоресурсов из России, но при этом сохранила нефтегазовый бизнес в России и продолжит импортировать углеводороды из нашей страны.

Речь не идет о нарушениях санкционного режима. Японские компании участвуют в двух добывающих углеводороды проектах на шельфе Охотского моря. Первый, "Сахалин-1" по добычи нефти. Второй, "Сахалин-2" по добыче нефти и газа, а также производству сжиженного природного газа (СПГ).

Японский импорт нефти с проекта "Сахалин-1" был изначально выведен из-под действия потолка цен на российскую нефть, который вступил в силу 5 декабря прошлого года. К официальному эмбарго на импорт нефти из нашей страны Япония никогда не присоединялась. Получаемую с проекта нефть Япония может перерабатывать сама или перепродавать другим странам, по свему желанию.

Против российского газового экспорта никаких санкций не принималось. Был запрет на поставку в Россию оборудования для производства СПГ, но проект "Сахалин-2" уже работает. Единственное на что могут повлиять эти санкции, так это на планы по запуску третий линии завода по сжижению газа. Но конкретных дат расширения мощностей завода не было названо, поэтому это влияние только теоретическое.

Здесь также можно вспомнить и об импорте Японией российского угля. Заявления о прекращении его закупок в нашей стране звучали только от лица компаний. На уровне японского правительства разговор шел только о снижении зависимости от импорта из России. Касида заявил, что Япония сократила импорт нефти из России на 90%, а угля - на 60%. Но если смотреть по месяцам, то можно увидеть скорее неравномерность объемов импорта, а не тренд на снижение. Например, импорт российской нефти вырос в декабре 2022 года, а перебои с поставками в середине прошлого года были связаны с почти полной остановкой добычи на сахалинских проектах из-за ухода западных компаний.

По факту получилось так, что если европейские и американские компании почти стопроцентно вышли из нефтегазовых проектов в России, уже объявив о миллиардных убытках из-за этого, то японские компании полностью сохранили свое присутствие в нашей стране. Более того, Япония добилась исключений действия западных санкций на нефть, добываемую в этих проектах.

К официальному эмбарго на импорт нефти из России Япония не присоединялась

Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, Япония пытается лавировать между участием в санкционной политике под патронажем США и обеспечением собственных национальных интересов. Участие в сахалинских проектах для них представляет двойной интерес - доступ к ресурсам, наиболее близко расположенным к самой Японии плюс они понимают, что их уход может усилить позиции Китая в этом регионе. То есть, Токио останется в двойном проигрыше. Альтернативные поставки углеводородов в Японию возможны, но это опять же влечёт двойной проигрыш. Они обойдутся дороже плюс потеря активов в России.

Что касается нашей страны, то такое поведение Японии, конечно, нам выгодно, считает Гривач. Это сдерживает Японию от оголтелых санкций. Плюс это создает некоторые возможности для дипломатических действий манёвров, как в отношениях с недружественной коалицией, так и с дружественными странами, поясняет эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 27.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики