Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовый сектор: сырьевая поддержка на исходе?

Нефтегазовый сектор: сырьевая поддержка на исходе?

События на Ближнем Востоке, приведшие к значительному росту нефтяных котировок, продолжают оказывать поддержку ценам на сырье. Однако многие аналитики сходятся во мнении, что волатильность цен на «черное золото» до конца года будет одним из существенных рисков для российских нефтегазовых компаний и экономики в целом. В частности, некоторые участники ОПЕК говорят о том, что высокие цены на нефть оказывают давление на объемы потребления топлива в западных странах, и планируют в ближайшее время обсудить вопрос о повышении квот на добычу.

Какие факторы будут определять нефтяные цены этим летом? Удержатся ли котировки выше $100 за баррель? Насколько благоприятны текущие цены на сырье для российских компаний? Акции каких нефтегазовых компаний будут наиболее привлекательны для инвестиций в обозримой перспективе? Как отразилась ситуация вокруг несостоявшейся сделки между «Роснефтью» и BP на привлекательности российского нефтегазового сектора для иностранных инвесторов и какими будут последствия?

На вопросы онлайн-конференции Финам. RU ответил руководитель аналитического управления ФНЭБ Александр Пасечник:

В перспективе лет на семь-десять стоит ли ждать обьединения «Роснефти» и «Сургутнефтегаза»?

— Нет. Это разные «платформы». Возможно, на базе «Сургутнефтегаза» в перспективе может быть создана иная мегакомпания — например вхождение Башнефти и РуссНефти в ее состав и единовременно покупка блок-пакета «Газпром нефти»… Накопленного «Сургутнефтегазом» депозитного ресурса (более 20 млрд долл) по крайней мере хватит на проведение такой процедуры…

Как вы считаете, состоится ли заявленная продажа доли ВР в ТНК ВР «Роснефти» и как это отразится на бизнесе «Роснефти» и ТНК?

— Если такая сделка состоится, то это будет первым шагом к поглощению ТНК-ВР… Продажа всей доли — это уже по сути «ребрендинг» холдинга в «Роснефть-ТНК»… Учитывая административный ресурс «Роснефти», и ее конфликт с ААR, все вполне может закончиться сценарием интеграции холдинга в «Роснефть»

Как вы оцениваете ситуацию с провалом подписания соглашения между «Роснефтью» и ВР? Почему это произошло? Сохраняются ли шансы на дальнейшее сотрудничество между компаниями в перспективе или будет активизирована работа по поиску новых партнеров? Кто может им стать и насколько хуже это, чем работа с ВР?

— Полагаю, правительство по-прежнему думает, как «закрыть» объявленный в начале года сценарий по альянсу «Роснефть»-ВР. Вице-премьер по ТЭК Игорь Сечин — ключевой куратор сделки, рассчитывает на продолжение сотрудничества с ВР…

Что еще может подтолкнуть вверх цены на нефть эти летом?

— По неформальным сведениям, «жирные коты» с Уолл-Стрит не заинтересованы в новом всплеске цен на энергоресурсы… Заметьте, какой ныне спред между ценой нефти на Нью-Йоркской и Лондонской биржами… зачастую уже в 10 долларов и более… Это говорит об их политике «сдерживания». Именно проамериканские глобальные инвестбанки главным образом влияют на конъюнктуру мировых сырьевых рынков…

Правительство решило увеличить налоговую нагрузку на газовую отрасль с 2012 года, в первую очередь на «Газпром». Как это скажется на компании?

Мотивы повышения налоговой нагрузки на отрасль ясны. Скоро выборы, нужны деньги на соцнужды и мегапроекты, подобные Олимпстрою, Сколково, ЧМ-2018 по футболу. Но интересно, что из газовиков пострадал только «Газпром». В то время как независимые производители газа будут в привилегированном положении — их рост НДПИ не коснется. НОВАТЭК еще раз доказал статус нового фаворита властей. Но тут еще важен момент заманивания нерезидентов в акционерный капитал НОВАТЭКа и его проектов вроде «Ямал СПГ». При высоких налогах нерезиденты не будут покупать доли, затрудняя реализацию стратегии правительства по привлечению иностранного капитала в отрасль.
Тем не менее «Газпром» продолжает постфактум бороться за сохранение льгот и предлагает любопытные альтернативы, как например индивидуальные режимы по НДПИ для каждого месторождения в отдельности. Здесь у монополии принципиальная задача — по возможности максимально затянуть дебаты, чтобы отсрочить вступление в силу принятого правительством решения.

Большинство автопроизводителей планируют в ближайшие годы перейти к массовому производству гибридных и электромобилей. Может ли эта стратегия развития автомобильной промышленности в ближайшие 10–15 лет привести к существенному сокращению спроса на нефть?

— Всегда удивлялся гибридным технологиям в сфере автопрома… Это модная «обманка». Никто не посчитал, к примеру, сколько нефти «надо сжечь», чтобы произвести аккумуляторный модуль для автомобиля. К тому же автомобиль при прочих равных становиться более тяжелым… Утилизация аккумуляторных блоков — еще одна проблема, их материалы высокотоксичные, да и их регламентная замена после нескольких лет эксплуатации — это дополнительные обременения для автовладельцев. Уж если двигаться по этому пути — тогда стоит развивать более экономичный, в сравнении с бензином, дизель. Но пока сторонников дизельных «тракторов» не так уж много, хоть многие гранды мирового автопрома (БМВ, МB, VW) делают ультрасовременные дизельные двигатели, по шумности сравнимые с бензиновыми, и гораздо экономичнее последних.
Да и еще, важно заметить — электроэнергия для того же электромобиля может быть произведена на угольной или газовой станции)))… и где логика?

При какой цене на нефть в мире может возродиться интерес к атомной энергетике?

— Едва цена на нефть коррелирует со сценариями развития атомной энергетики. Но безусловно, что «ядер» будет дорожать — и главная причина — усиление норм безопасности и модернизация старых АЭС, что потребует дополнительных интервенций в разработки систем комплексной безопасности ядерных объектов. Ядерный ренессанс закончился, но «мирный атом» продолжит поступательно развиваться… Отдельные страны, правда, уже отказались от программ мирного атома. Свежий яркий пример — это Германия (до 2022 года вывод всех АЭС из энергобаланса страны). Можно отметить и Венесуэлу — после аварии на Фукусиме страна заявила о замораживании проекта строительства АЭС на своей территории (прежде была у Уго Чавеса перспективная договоренность с Росатомом).

Лукойл объявил о проведении геологоразведочного бурения на западноафриканском шельфе (Гана) на глубине до 2.5 км. Означает ли это, что компания технологически готова к разведке и нефтедобыче на российском шельфе — на глубинах существенно меньших? В сотрудничестве с какимми компаниями Лукойл занимеается глубоководным бурением?

— Означает. Дело в том, что при глубоководном бурении прежде всего важна субординация с мировыми нефтесервисными операторами (например Schlumberger или Halliburton). Сам ЛУКОЙЛ может и не обладать достаточным технологическим потенциалом для глубоководного бурения, имею ввиду шельф Ганы.
В России же у ЛУКОЙЛа большой опыт работы на Каспии, где бурение на гораздо меньших глубинах и компания самостоятельно справляется; но здесь при сложностях подряды могут быть переданы и российским нефтесервисным компаниям…

Не наступает ли для российской нефтедобывающей промышленности время убывающей отдачи? Плохое время, когда новые инвестиции приносят все меньше дохода, но все больше хлопот и убытков. Или можно все-таки надеяться на новые доходы от добычи нефти?

— За нефтегазовый сектор можно не беспокоится на горизонте как минимум 5–10 лет. Его поддерживает государство, и эта поддержка концептуальна. В кризисный 2008 именно нефтегазовый сектор в числе первых получил мощную финподдержку из госрезервных фондов. А планомерный рост налоговых обременений на отрасль — в принципе пропорционален росту мировых цен на энергоносители, и он оправдан. Плюс посмотрите показатели чистой прибыли по первому кварталу ведущих национальных нефтедобытчиков — они рекордны… Правительство поставило задачу профильным ведомствам обеспечить условия для удержание уровня страновой добычи в 500 млн тонн в год, и пока эта задача успешно решается.

Источник: Финам. RU, 07.06.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики