Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Премьеры России и Украины встретились один на один

Премьеры России и Украины встретились один на один

Вопрос газовых поставок до сих пор не снят с повестки дня в отношениях Москвы и Киева: Украина продолжает требовать снизить цены на российский газ. Вчера Владимир Путин и Николай Азаров встретились в российской столице один на один. И судя по всему, они обсуждали не только проблемы энергетики. Переговоры касались всего спектра отношений между двумя странами. Именно этот факт, как отмечают эксперты, означает, что никак глобальных и документально оформленных соглашений достигнуто скорее всего не будет.

Во вторник в Москве премьеры России и Украины – Владимир Путин и Николай Азаров – провели переговоры в формате «один на один». После завершения встречи в узком составе переговоры продолжились с участием других членов делегаций в широком составе. Об этом сообщил вчера пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков. Формально в повестке дня значится взаимодействие в сфере энергетики, в том числе сотрудничество в газовой области. Однако эксперты уверены, что вопрос газовых цен будет лишь одним из элементов переговоров. При этом какие-либо скидки в цене на газ могут быть получены Киевом только в обмен на прогресс по другим направлениям – от сближения с Таможенным союзом до согласования водных границ.

Накануне переговоров украинский премьер заявил, что намерен во время встречи с Путиным обсудить вопрос стоимости российского природного газа и его транзита через территорию Украины. В Киеве считают «кабальной» нынешнюю формулу расчета цены на газ для Украины и называют вопрос поставок энергоносителя ключевым для своей экономики.

Президент Украины Виктор Янукович назвал возможное подорожание газа в связи с ростом мировых цен на нефть «чрезвычайно большой угрозой для экономики». По его мнению, та формула, которая применена к цене на газ в контракте 2009 года, «не соответствует ни экономическим, ни каким другим расчетам». Представители России, со своей стороны, не раз заявляли, что Москву удовлетворяет действующий контракт, однако она готова рассмотреть предложения Украины. В частности, президент РФ Дмитрий Медведев в конце мая отметил, что «всякого рода призывы к каким-то односторонним мерам, пересмотру должны быть наложены на ткань договоренностей, а никак иначе». При этом он не исключил, что «в будущем можно было бы использовать какие-то продвинутые формы кооперации, включая и кооперацию в газовой сфере».

Напомним, что для Украины уже действует скидка в размере 30% от контрактной цены российского газа, но не более 100 долл. за тысячу кубометров. Механизм ее предоставления – отмена Россией пошлины для поставок газа в Украину. Договоренность о скидке была достигнута в апреле 2010 года одновременно с продлением срока пребывания Черноморского флота РФ в Крыму после 2017 года еще на 25 лет. Сейчас цена на газ для Украины составляет 295,6 долл. за тысячу кубометров. Президент Украины ранее заявил, что эта цена должна быть снижена еще на 20% – до 240 долл. По прогнозу украинского Минэнерго, цена на третий квартал составит с учетом скидки 350 долл., а на четвертый квартал – 400 долл. и выше. Между тем в минувший понедельник глава «Газпрома» Алексей Миллер, косвенно подтвердив эту цифру, отметил, что цена на российский газ по долгосрочным контрактам в четвертом квартале текущего года может составить 500 долл. за тысячу кубометров.

Скорее всего не останется без внимания и тема возможного вступления Украины в зону свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. Соответствующее соглашение с ЕС в Киеве хотят подписать до конца 2011 года, тогда как Россия убеждает Украину вступить в Таможенный союз, в который помимо РФ входят Белоруссия и Казахстан. При этом Москва дает понять Киеву, что в случае создания ЗСТ между Украиной и ЕС Россия будет вынуждена принять меры по защите своего рынка. Украина заявляет, что не войдет в Таможенный союз, но готова к сотрудничеству с ним в формате «3+1».

На момент подготовки номера переговоры еще продолжались. Но эксперты «НГ» попытались предсказать их общий итог. По их мнению, нынешний раунд переговоров вряд ли позволит найти универсальную развязку по всем болезненным вопросам двусторонних отношений. «Думаю, что итоги переговоров будут довольно размытыми, – предполагает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник. – Центральная линия – вопрос транзитных мощностей. «Газпрому» необходим контроль над газотранспортной системой (ГТС) Украины, и на этом можно ставить точку. Без этого никакие переговоры ни к чему не приведут. Хотя можно сколько угодно говорить о разных схемах и нюансах».

Круг возможных вопросов и компромиссов на этих переговорах слишком широк – считает руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров. «Когда на столе переговоров фактически одновременно лежат вопросы цен на газ, стоимости транзита, проблемы Таможенного союза, Черноморского флота и разграничения Керченского пролива, ждать однозначного итога не приходится, – отмечает эксперт. – Если есть договор о ценах, его надо соблюдать, иначе его не стоило подписывать, и тогда никаких вопросов просто не возникало бы. Плохо, что никаких жестких рамок и тем более базового соглашения как не было, так и нет. Стало быть, любая сторона, прежде всего украинская, в любой момент может его оспорить. Что, собственно, и происходит…»

Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров также сомневается, что в ходе российско-украинских переговоров будет достигнут серьезный прорыв. Пока не похоже, что стороны близки к заключению какого-либо долгосрочного контракта, отмечает эксперт. «Однако договариваться придется, и какие бы резкие заявления ни делал «Газпром», ему также придется уступать, – считает аналитик. – Сегодня понятно, что для Украины нынешние цены явно несправедливы. А то, что «Газпром» якобы не меняет условия договоров, – это миф. Меняет, и еще как – достаточно вспомнить договоры с Туркменией, которые газовики часто просто не соблюдают», – напоминает Нестеров.

Между тем, как поясняют эксперты Высшей школы экономики, если стороны не договорятся, то новая российско-украинская торговая война может оказаться не за горами. Комиссия Таможенного союза уже собирается ввести антидемпинговые и специальные защитные меры по отношению к отдельным видам стальных и нержавеющих труб из Украины, а также стекловолокна, столовых приборов, машиностроительного крепежа и крепежных изделий. «Если решение комиссии ТС вступит в силу, то с 1 июля украинская продукция фактически будет вытеснена не только с российского рынка, но и с рынков Казахстана и Белоруссии. Из-за этого многие украинские заводы могут оказаться на грани банкротства, – отмечают эксперты. – Если не будет найден компенсационный механизм, то, как подсчитала украинская сторона, потери от сокращения экспорта могут составить 150–200 миллионов долларов. В этой связи мы не исключаем, что Украина может также применить ответные санкции к членам ТС. Однако торговые войны вряд ли пойдут на пользу нашим странам. Введение антидемпинговых мер неизбежно приведет к повышению цен на соответствующую продукцию. А обострение отношений в ключевой для Украины сфере – металлургии – может еще больше отдалить перспективу сотрудничества Украины со странами Таможенного союза».

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 08.06.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики