Александр Лукашенко сегодня продолжил грозное наступление на экономический кризис. Меры для этого были выбраны нерыночные. Белорусские власти попросту запретили вывозить из страны бензин и другую продукцию. Именно рост цен на топливо спровоцировал в Белоруссии массовые акции протеста.
Корреспондент НТВ Владимир Кобяков следит за ситуацией.
Спекулянты из Евросоюза могут подорвать антикризисные меры. Так считают в Совете безопасности Белоруссии. Бензин, цены на который Минск сдерживает с трудом, может утечь в Литву и Польшу.
После доклада об этом Александру Лукашенко правительство ввело ограничения на вывоз за границу дешевого белорусского бензина. Выпуски новостей открывают сообщения о новых правилах: при выезде из страны на автомобиле можно иметь полный бак плюс 10 литров с собой.
Александр Лукашенко, президент Республик Беларусь: «Если ты из Литвы, номер виден, и польский номер виден. Ты заправляешь? Пожалуйста, за валюту заправляй. По таким же ценам мы тебе с удовольствием продадим. Если наши начинают куролесить, ну, так на границе ж не проблема отследить человека, сколько он раз туда-сюда проехал. Или какие-то другие меры принять».
На границе с Россией все остается по-старому, а для остальных — несколько иначе. Если бензина вывозишь больше, чем бак плюс 10 литров, то необходимо заплатить пошлину, которая, по сути, выравнивает внутрибелорусскую и европейскую цену на бензин. Так решило правительство. Для тех, кто откажется соблюдать это правило, предусмотрена конфискация автомобиля.
На такие меры пошли после протеста автомобилистов в центре Минска. С марта бензин здесь в два вырос в цене, а после акции «Стоп бензин» президент велел стоимость топлива снизить на 20 процентов. Теперь начали борьбу со спекулянтами.
Леонид Мальцев, государственный секретарь Совета безопасности Белоруссии: «Будут приниматься самые решительные меры, чтобы этот бандитский вывоз, по-другому не назовешь, товаров за границу был пресечен».
Аналогичные меры, заявляют в Минске, могут быть введены и для других социально значимых товаров, но начали с бензина. Цены на него в два раза ниже, чем в Литве и Польше. Эксперты считают, что благодаря России пока у Лукашенко есть все рычаги подкручивать внутри Белоруссии цены на топливо.
Константин Симонов, руководитель Фонда национальной энергетической безопасности: «Сырая нефть, которая идет в Белоруссию, по-прежнему пошлинами не облагается. Получается, что если эта нефть идет на производство бензина, который затем продается в Белоруссии, то Белоруссия не платит экспортную пошлину. Таким образом, сегодня Россия по-прежнему продолжает поставлять Минску и нефть, и газ по существенно более низкой цене, чем на европейский рынок».
Теперь начали приходить сообщения о дефиците кефира на белорусских прилавках. Но причина не в том, что его стали вывозить в Евросоюз. Цены, обозначенные лично главой государства, просто сделали нерентабельным его производство. А одно из крупнейших молочных предприятий просто остановило кефирную линию. Выхода у правительства два: либо заставить в убыток работать белорусские молочные предприятия, либо согласиться на рост цен.