Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Если мы слезем с нефтегазовой иглы, то просто без штанов останемся

Если мы слезем с нефтегазовой иглы, то просто без штанов останемся

Слезание с нефтегазовой иглы — это не самоцель российской экономики. В самом вопросе о нефтегазовой игле уже есть некое ожидание. И это величайшая глупость, потому что задача государства — иметь современную экономику и нормальные доходы бюджета.

Нефтегазовый комплекс — это и современная экономика, и нормальные доходы в бюджет. Это современная сложная отрасль, которая формирует спрос на соседние отрасли. В этом плане у нас совершенно идиотская картина, связанная с восприятием нефтегазовой промышленности как архаики, которой в современном мире заниматься не надо, а надо заниматься электросамокатами и экономикой впечатлений.

Между прочим, США сегодня добывают нефти и газа больше, чем Российская Федерация! Американцы за короткий период удвоили добычу нефти и выкидывают нас с европейского рынка. Там никто не стонет, что они, ой-ой-ой, сидят на нефтегазовой игле.

Если наши нефтегазовые доходы начнут сокращаться, это не предмет для гордости, это предмет для паники. Но к счастью, на самом деле этого не происходит. Да, нефтегазовые доходы отстают от плана. Но каким был этот план? Самое главное — вопрос правильный оценки.

В апреле опять вырос бюджетный дефицит. Но почему он вырос, прежде всего? Потому что расходы выросли. Да, нефтегазовые доходы отстают от плана, но в этом плане сравнение 2023 года с 2022 годом, а это некорректно.

2022 был фантастическим годом для нефтегазовой промышленности: цены выросли, спрос был высоким, резко выросли нефтегазовые доходы. Это был уникальный год по сравнению с 2021. Нужно и проводить сравнения с 2021, 2020, 2019 гг.

На основании расчётов можно сказать, что, например, рентные сборы с нефтяной отрасли за первые четыре месяца 2023 года выше, чем за первые четыре месяца 2021, 2020, 2019 годов. Да, они ниже 2022 года, но, повторюсь, тот год был уникален. Рентные сборы с газовой промышленности, несмотря на все сложности в 2023 году за первые четыре месяца также находятся на уровне выше, чем за первые четыре месяца 2021, 2020, 2019 годов.

Но увеличились демпферные выплаты, и это невыгодно бюджету. Минфин уже собирается сократить их в два раза.

Это некая эквилибристика с цифрами. Задача Минфина — увеличить налоги на нефтянку, поэтому он сознательно драматизирует ситуацию. Все эти цифры публикует министр Силуанов: упали нефтегазовые доходы, увеличился дефицит бюджета. За этим всегда следует: мы уже планируем повысить стоимость Urals, сократить демпфер, что выгодно бюджету. За всем этим всегда следуют очередные налоговые изъятия у нефтяных компаний.

Но причем тут нефтегазовая игла? Создайте помимо нефтегаза что-то другое, никто этого не мешает делать. Я, например, так и не пойму, почему в России так и не возникла, например, страховая компания, которая может страховать морские перевозки нефти. Это не вписывается в нашу экономическую концепцию? Почему в России на боку лежит судостроение? Какой был бы спрос сейчас на суда, которые могли бы российскую нефть в ту же Индию перевозить? Почему у нас этого всего нет? Это не вписывается в понимание российской экономики как там пятого индустриального уклада?

Но нет, мы слышим нытьё на тему, когда же мы слезем с нефтегазовой иглы. Это искусственно сформированное мнение, которое очень вредит нашей экономике. Если мы слезем с нефтегазовой иглы, мы просто без штанов останемся, а быть нищим всегда плохо.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Publico.ru, 18.05.2023

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики