Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стоимость бензина обратила на себя внимание

Стоимость бензина обратила на себя внимание

Что происходит с биржевыми и розничными ценами на топливо

Рост цен на бензин привлек внимание правительства, но участники рынка уверены, что повода для серьезного беспокойства нет. Ранее вице-премьер Александр Новак поручил обеспечить равномерные продажи топлива на бирже для покрытия спроса на внутреннем рынке, включая независимые АЗС. В мае биржевые цены на бензин в России приблизилась к абсолютным максимумам. Стоимость 92-го на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой превысила 53 тыс. руб. за тонну. Цена 95-го в моменте превышала отметку в 62 тыс. руб.

Котировки растут с середины апреля: на фоне начала ремонта на нефтеперерабатывающих заводах снизился объем продаж, кроме того, Минфин предлагал снизить демпфер вдвое с июля.

Скачок цен подстегнули и сообщения о возможном запрете на экспорт бензина, напомнил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Свою роль сыграли и заявления властей о том, что будет меняться демпфер. Кроме того, ремонт заводов повлиял на ситуацию, так что в целом в оптовом звене возник определенный ажиотаж. Также сейчас идет посевная кампания, эта составляющая тоже важная. И спрос со стороны обычных автомобилистов растет, естественно, ведь начался летний сезон.

Спекулятивные настроения подогрели и слухи о том, что будет введен запрет на экспорт бензина и дизеля. Такая мера действительно предполагается, но она не будет тотальной, а может распространиться на определенные объемы.

Между тем Росстат фиксировал в последнюю отчетную неделю по маю рост бензина в розничном звене практически в 70 субъектах России, но он незначительный.

С другой стороны, регуляторы предпринимают меры, и резервов достаточно, так что я не вижу здесь проблемы.

По итогам года мы, наверное, уложимся в рамки инфляции. В прошлом, кстати, это произошло с большим запасом».

Для стабилизации цен профильные ведомства предложили правительству поднять нормативы торговли топливом на бирже. Речь об объеме, который нефтяники должны продавать оптом, а не через прямые двусторонние контракты. Такой подход, как ожидают власти, должен сделать ценообразование более прозрачным.

Вместе с тем, по данным СМИ, ФАС предлагает поднять норматив для бензина с 12% до 15%, для дизеля — с 8,5% до 10,5%. У Минэкономразвития план схожий, но для дизеля там предлагают планку в 11,5%, сообщали «Известия» и «Интерфакс». Как отмечается, из-за роста котировок страдают оптовые покупатели, например, небольшие сети АЗС.

В прошлом году нормативы уже повышали на 1%, но сейчас столь несущественные изменения вряд ли будут эффективны, отметил руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов:

«Обычно у нас такие заявления заканчиваются корректировками на 0,5-1%. Мы считаем, что этого недостаточно, нормативы должны быть, по крайней мере, вдвое увеличены. Или, например, можно в период высокого спроса иметь увеличенный показатель, в остальное время — низкий, чтобы не было такой волатильности, которую мы наблюдаем. На розничную цену это не может повлиять сразу же.

Например, если увеличивается даже вдвое биржевая цена по 92-му бензину с 20 тыс. руб. на тонну до 40 тыс. руб., а при этом его стоимость на заправке составляет 47 руб., то у вас очень большой запас прочности по маржинальности. Просто разница между оптовой ценой как вначале, так и впоследствии, очень большая.

Я до сих пор считаю, что по всем видам топлива эта разница остается. 95-й бензин подбирается к значениям, которые уже вызывают озабоченность. Кроме того, не нужно забывать, что все АЗС так или иначе создают запасы. Соответственно, вы можете бензин различной маркировки и дизельное топливо покупать тогда, когда их стоимость ниже. И последнее — если крупные нефтяные компании не будут повышать цены, то и независимая розница этого делать не станет».

Если темпы роста биржевых цен сохранятся до конца года, бизнес независимых АЗС может сильно пострадать, заметил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша:

«Во-первых, речь шла о том, что необходимо увеличить объем продаж на бирже. Во-вторых, одной из рекомендаций Минэнерго было снизить экспорт. И вот с этим пока не справляются. Между тем по дизелю все достаточно стабильно. Введение норматива может помочь, но, честно говоря, правительство против его увеличения. У нас и сейчас целый ряд заводов продает существенно больше.

Нужно, чтобы оптовые и розничные цены росли в пределах инфляции. К сожалению, первые это делают более высокими темпами с соответствующим результатом для независимых игроков. Да, 2022-й позволил скомпенсировать те убытки, которые возникли годом ранее, и даже какие-то деньги остались для инвестиций, для развития.

На сегодняшний день пока все нормально, но, если рост цен продолжится, то мы столкнемся с негативными последствиями для независимой розницы.

Для потребителя все будет нормально, потому что все-таки конкуренция сдерживает рост цен».

О том, что российское правительство допускает введение запрета на экспорт бензина, чтобы предотвратить дефицит топлива, изначально писал Reuters. В Минэнерго незадолго до этого заверили, что перед сезоном ремонтов на НПЗ компании создали запасы бензина в объеме 1,9 млн тонн и «этого достаточно».

Кроме того, в ведомстве подтвердили, что предложат ограничить экспорт бензина и дизеля в зависимости от ситуации на внутреннем рынке. 

Автор: Елизавета Скобцова

Источник: Коммерсантъ FM, 04.06.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики