Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Reuters: из-за рисков атак БПЛА порт Тамань приостанавливает экспорт сжиженного нефтяного газа

Reuters: из-за рисков атак БПЛА порт Тамань приостанавливает экспорт сжиженного нефтяного газа

Как отмечает агентство, решение принято после атак БПЛА на Афипский и Ильский нефтеперерабатывающие заводы. Производимые на них газы являются самыми взрывоопасными. Есть ли в этом решении политическая составляющая, поскольку газ шел на экспорт?

Черноморский порт Тамань приостановит экспорт сжиженного нефтяного газа из-за рисков атак беспилотников, пишет Reuters со ссылкой на источники в отрасли. Решение было принято после атак беспилотников на Афипский и Ильский нефтеперерабатывающие заводы в Краснодарском крае в ночь на 31 мая. Один из источников отметил, что СУГ (сжиженные углеводородные газы), производимые на этих заводах, а именно пропан и бутан, самые взрывоопасные.
Источники не уточнили, когда порт прекратит перевалку сжиженного нефтяного газа. По их словам, операции с СУГ будут законсервированы на неопределенный срок.
По данным агентства, участники рынка уже изучают другие маршруты для поставок СУГ. Нефтепродукты, скорее всего, будут направлены в Польшу, Китай или пойдут на внутренний рынок.
Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Из порта Тамань СУГи в основном грузились и шли на турецкий рынок. И в этом плане это скорее некий сигнал для Турции, потому что, несмотря на то, что в целом мы конструктивные диалоги ведем друг с другом и договариваемся по зерновой сделке и прочему, но, с другой стороны, мы видим, что постоянно поддавливают стороны друг на друга, постоянно идет торг. Углеводородный газ насыщает мировой рынок, не напрямую попадает в Европу, но тем не менее. Другой вопрос, куда теперь Россия перенаправит эти объемы. Мы видим, что увеличиваются поставки наших нефтепродуктов вообще, в том числе СУГов, в соседние государства, очень хороший пример с Грузией. Раньше меньше 50% она импортировала топлива из России, теперь больше 75% импорта приходится именно на Россию — это и бензин, и дизель, и в том числе СУГи. Польша здесь, конечно, с одной стороны, это традиционные покупатели российского СУГа, с другой стороны — Польша при этом является основным поставщиком вообще топлива на Украину. Конечно, было бы странно оставлять все больше и больше Польшу с политической точки зрения, потому что Польша, например, национализировала активы «Новатэка», который как раз занимался продажей сжиженного углеводородного газа на польской территории. Ну а на Дальний Восток, здесь большое транспортное плечо, и с НПЗ российских сложновато будет все отправлять туда с какой-то маржинальностью, может быть, действительно, остановка российских НПЗ на профилактический ремонт позволяет, по крайней мере на ближайшее время, вообще сократить экспорт СУГов. Фатального какого-то дефицита у нас нет, в этом плане мы все равно страна — экспортер СУГа, но здесь и сейчас можно попридержать их на внутреннем рынке и таким образом, опять же, надавливать на внешних покупателей. Поэтому месяц-два, наверное, у России есть возможность просто сократить экспорт».

Оператор «Таманьнефтегаз» отказал Reuters в комментарии.

РЖД ограничили перевозку СУГ в Тамань с 31 мая, оператор казахстанских железных дорог вводит аналогичную меру с 6 июня. На их долю приходится около 7,5% от общего объема экспорта сжиженного газа из России.

Источник: BFM.RU, 03.06.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики