Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НОВАТЭК и «Газпром» поспорили, кто большее «Народное достояние»

НОВАТЭК и «Газпром» поспорили, кто большее «Народное достояние»

Компания Михельсона борется за отмену экспортной монополии, но так, чтобы она не досталась третьим игрокам

НОВАТЭК снова поднял вопрос об отмене экспортной монополии «Газпрома» на поставки газа через Единую систему газоснабжения России (ЕСГ). На сей раз у компании новый аргумент — проблемы «Газпрома» с отгрузками с СПГ-проекта НОВАТЭКа «Криогаз-Высоцк» в Европу, которые, по данным СМИ, вызваны иском немецкой Uniper. Якобы в результате иска были арестованы счета «Газпром экспорта» в Люксембурге, поэтому финская Gasum прекратила забирать свои грузы с «Криогаз-Высоцка».

«Криогаз-Высоцк» на Балтийском море не привязан к конкретным месторождениям и получает газ из ЕСГ. По этому проекту НОВАТЭК вынужден поставлять СПГ на экспорт через комиссионный договор с «Газпром экспортом». Однако, по словам главы компании Леонида Михельсона, у «Газпром экспорта» возникли проблемы с прохождением оплаты за поставки СПГ, «что становится нашей проблемой».

«Поэтому надо изменить закон, чтобы и такие производства имели право экспорта», — пояснил он.

Сейчас экспорт газа по транспортной системе «Газпрома» не разрешен никому, кроме самого «народного достояния». Михельсон уверяет, что изменение закона об экспорте природного газа будет стимулировать производство СПГ в РФ. Эксперты же говорят, что такие действия продиктованы вовсе не борьбой за развитие СПГ в России, а собственными интересами компании. Ведь если поставки по ЕСГ разрешат, это станет большим плюсом для нового масштабного проекта НОВАТЭКа — «Мурманского СПГ».

Мощность «Криогаз-Высоцка» составляет всего 660 тыс. тонн СПГ в год. Но если закон изменят, НОВАТЭК сможет сам экспортировать СПГ с перспективного проекта «Мурманский СПГ» на 20,4 млн тонн, газ для которого компания планирует поставлять через ЕСГ. Отсутствие права экспорта у НОВАТЭКа — одно из ключевых препятствий для проекта.

С такой версией согласен и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, который считает, что НОВАТЭК будет лоббировать свои интересы и не заинтересован отменять экспортную монополию в целом, так как тогда это сыграет на руку остальным конкурентам.

— Речь не столько о «Криогаз-Высоцк», сколько о новом проекте НОВАТЭКа — «Мурманском СПГ». В Белокаменке Мурманской области у компании есть центр строительства крупнотоннажных сооружений. Там заливают платформы для СПГ-заводов, а также устанавливают на них модули. Потом готовые очереди должны были отвозить к месторождениям и просто подключать к газопроводу, в частности, к Гыданскому полуострову и «Арктик СПГ-2».

Но у «Арктик СПГ-2» возникли проблемы в связи с тем, что предполагалось использовать там западные турбины производства компании Baker Hughes, которая, естественно, сейчас отказалась от поставок. Поэтому с этой концепцией возникли трудности и будет ли она реализована, сказать сложно.

Пока что НОВАТЭК заявил, что будет развивать проект «Мурманский СПГ». Это практически то же самое, что и «Арктик СПГ-2», там даже чуть больше мощность — каждая очередь должна быть по 6,8 млн тонн против 6,6 млн тонн. У нас пока мало информации, что представляет собой этот новый проект, будет ли он также стоять на платформах у побережья либо это стационарный завод.

Но его основное конкурентное преимущество в том, что вместо дефицитных турбин они хотят использовать электроприводы для работы оборудования по сжижению газа. Для этого нужно очень много энергии, но эту энергию они хотят взять с Кольской атомной станции, тем более что там возник ее переизбыток и нет большого спроса, соответственно, цены низкие. Это поможет компенсировать дефицит турбин.

«СП»: То есть для этого нужна отмена монополии «Газпрома»?

— В нынешнем законе об экспорте газа заниматься им разрешено только «Газпрому». Но НОВАТЭК ранее уже пролоббировал одну поправку для своего проекта «Ямал СПГ». В законе прописали, что те, кто получил лицензию на сжижение газа до 2015 года, имеет право на самостоятельный экспорт СПГ. Под эти требования попадал только «Ямал СПГ». Когда пришло время строить «Арктик СПГ», они пролоббировали еще одну поправку, которая также была прописана под этот проект.

А сейчас они хотят вписать третью поправку для «Мурманского СПГ». Я не думаю, что она позволит всем, кто берет газ из ЕГС и его сжижает, самостоятельно его экспортировать. Скорее всего, НОВАТЭК и в этот раз составит такую формулировку, чтобы под нее попадал только их проект.

Компания идет проторенной дорожкой. Они уже дважды смогли изменить под себя законодательство и пытаются сделать это в третий раз. Причем используют они тот же инструмент, что и раньше — привлечение Госдумы к этому процессу. Лоббировать их интересы будет не только один из собственников Геннадий Тимченко, но и государственные органы.

Так они делали, когда у них возник конфликт с Минтрансом из-за снижения ледового класса одного из танкеров из-за поломки винта. Росморречфлот в тот момент возглавлял Виктор Олерский, который также был замминистра транспорта. Тогда лоббисты НОВАТЭКа впервые в истории организовали выездное заседание совета Госдумы и провели его в Сабетте, где на примере «Ямал СПГ» рассказывали, как работают СПГ-заводы.

Буквально через несколько дней проблема с танкером была решена, более того, Олерского отправили в отставку. Так что понятно, что у компании есть инструменты для лоббирования своих интересов.

«СП»: Значит, пока «Газпрому» ничего не угрожает, это частная история?

— Все это подтачивает камень под экспортной монополией «Газпрома». Но фактически все проекты, которые заявлялись в области СПГ и близки к завершению, и так получали разрешение на экспорт. Например, «Роснефть» получила разрешение на экспорт дальневосточного СПГ на базе «Сахалина-1». Ну, а других крупных независимых от «Газпрома» СПГ-проектов у нас и не было.

Если бы мы говорили сейчас о полной либерализации экспорта СПГ, это стало бы большим ударом по «Газпрому». Собственно, очередной проект НОВАТЭКа тоже станет по нему ударом. Но нужно понимать, что и НОВАТЭКу лишние конкуренты не нужны. Поэтому зачем он будет стараться и либерализовать экспорт СПГ, когда этим может воспользоваться «Роснефть» или кто-то еще? Они будут делать так, чтобы в исключения попал только их проект.

Еще один момент в том, что у НОВАТЭКа возможности увеличить добычу на своих месторождениях, которые подключены к ЕГС, нет. Он добывает по максимуму, и все это уходит на внутренний рынок. Значит, он вынужден будет покупать газ у того же «Газпрома» из ЕГС, чтобы загрузить тот самый «Мурманский СПГ». Поэтому, возможно, НОВАТЭК в дальнейшем будет лоббировать предоставление ему специального тарифа на газ, чтобы «Газпром» продавал сырье по невысоким ценам и проект оставался рентабельным.

И это еще не все. Например, нужно еще построить газопровод к «Мурманскому СПГ», и не совсем понятно, кто возьмет эту работу и расходы на себя. «Газпром» и так планировал строить газопровод в Мурманск, но совсем небольшой мощности, а НОВАТЭКу надо 30 млрд. кубов. Так что мы еще много чего увидим в плане борьбы НОВАТЭКа и «Газпрома».

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 09.06.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики