Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Госдуму внесены предложения по корректировке топливного демпфера

В Госдуму внесены предложения по корректировке топливного демпфера

На рассмотрение в Госдуму внесены поправки по налогообложению нефтяной отрасли, в том числе, касающиеся корректировки выплат по топливному демпфера. Об этом заявил статс-секретарь - замминистра финансов Алексей Сазанов.

"Они (поправки) уже в Думе. Вчера их внесли в Думу. Комитет завтра", - цитирует замминистра ТАСС.

Корректировка демпфера предусматривает сокращение выплат на 50%. Предполагается, что новые правила вступят в силу с 1 сентября. Демпферный механизм компенсирует часть разницы между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. Нефтяным компаниям деньги выплачиваются из бюджета при превышении экспортными ценами индикативной цены, устанавливаемой государством. И, наоборот, нефтяники платят в бюджет, если экспортные цены ниже индикативных цен, но такое случалось только в 2020 году, когда нефтяные котировки в мире упали до минимальных значений.

В этом году в среднем по демпферу из бюджета нефтяникам уходило от 79 до 109 млрд рублей в месяц. Это в среднем почти в два раза меньше, чем выплаты в прошлом году, но дефицит бюджета превысил уже 3 трлн рублей, поэтому правительство хочет сократить эти расходы.

По мнению большинства экспертов, корректировка демпфера приведет к росту оптовых, а затем и розничных цен на автомобильное топливо.

Как ранее замечал "РГ" глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, если корректировка произойдет, как планируется, осенью, и будут приняты такие жесткие меры, как озвучивалось, - сокращение выплат на 50%, то цены опять будут расти, в том числе и в рознице. Чудес здесь быть не может.

Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, выплаты по демпферу по итогам первой половины 2023 года и без того снизились на 58% (до 542,6 млрд рублей, по сравнению с прошлым годом). Дальнейшее сокращение субсидий наряду с повышением акцизов неизбежно ударит по маржинальности нефтепереработки, на которую уже повлиял рост транспортных издержек, связанный с разворотом экспорта в Азию и Ближний Восток.

Но поскольку цены на АЗС контролируются государством, которое старается не допустить из роста выше инфляции, то в конечном итоге пострадают заправки. Рентабельности их работы снизится до нуля или уйдет в отрицательную зону, как уже было в 2021 году.

С конца декабря прошлого года бензин на заправках подорожал на 3,1%, чуть выше инфляции - 2,97%. На бирже рост более серьезный, котировки АИ-92 с января выросли почти на 70%, а АИ-95 - на 63%.

Кроме того, в направленных Госдуму поправках предусмотрено увеличение акцизов на бензин и дизтопливо в пределах инфляции в следующие два года, а также перенос льгот по выработанным месторождениям.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 13.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики