Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Энергетический и политический конфликт с Белоруссией

Энергетический и политический конфликт с Белоруссией

29 июня «Интер РАО» полностью прекратило поставки электроэнергии в Белоруссию, поскольку Минск так и не погасил задолженность в размере 600 миллионов рублей. Отключение сопровождалось скандалом – на белорусского президента была возобновлена медийная атака на российском телевидении (в ход пошли «разоблачительные» фильмы образца 2010 года).

Александр Лукашенко, меж тем, пока предпочитает не продавать стратегические предприятия и не менять правила игры в национальной экономике, чего от него добивается Москва. Вместо этого белорусский лидер поднимает ставки в игре и надеется на то, что на долгосрочный и масштабный конфликт с ним Россия не решится, и в итоге все-таки она согласиться заплатить за продаваемые активы («Беларуськалий», «Белтрансгаз» и т.п.) завышенные суммы. Тогда, получив мощную денежную подпитку, сложившийся в Белоруссии политический режим сможет протянуть еще хотя бы пару лет.

Шансы на успешную реализацию данного плана у Лукашенко, несмотря на весь драматизм экономической ситуации в его стране, вполне есть. Ведь на самом деле Москва крайне ограничена в возможностях давления на «батьку». Из последнего долгие годы лепили образ «важнейшего военного союзника России, сдерживающего рвущиеся к Смоленску танки НАТО», «славянского патриота, противодействующего оранжевым революциям», «умелого политика, не допускающего раскачивания лодки политическими маргиналами». Теперь же критика Лукашенко со стороны Москвы и российских СМИ (за политические репрессии и т.п.) будет выглядеть крайне необычно для рядового гражданина России, приученного скептически относиться к уличным протестам, видя в них «оранжевые мотивы». Да и опасения российского руководства о возможности прихода к власти в Белоруссии после Лукашенко «местного Ющенко» никуда не делись.

В этом смысле стоит вспомнить, что все негативные фильмы про Лукашенко на российском ТВ в 2010 году по мере приближения к самому ответственного участку выборной кампании в Белоруссии внезапно прекратились. Не исключено, что эта история может повториться.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики