Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники рискуют потерять выплаты из бюджета из-за роста цен на бензин

Нефтяники рискуют потерять выплаты из бюджета из-за роста цен на бензин

C 19 по 25 июля биржевые цены на бензин АИ-92 превышали предельный уровень для выплат нефтяным компаниям из бюджета по демпферу, поднимаясь почти до 64 тысяч рублей за тонну. Но за июль нефтеперерабатывающие заводы не лишатся компенсаций из казны, поскольку расчет средней оптовой цены бензина определяется ФАС в среднем за месяц.

Рост оптовых цен сопровождался подорожанием бензина на АЗС. Многие эксперты говорили, что так нефтяники реагируют на запланированное увеличение налоговой нагрузки на отрасль. В итоге, в "схватке нервов" правительство вышло победителем. Биржевые котировки 26 июля опустились ниже критической отметки после того, как вице-премьер Александр Новак поддержал идею Минэнерго ограничить экспорт нефтепродуктов для малых и средних компаний в отрасли.

Впрочем, никто не может гарантировать, что ситуация не повторится осенью, после 1 сентября, когда выплаты нефтяникам из бюджета по демпферу сократятся вдвое, и цены опять пойдут вверх.

Демпферный механизм компенсирует часть разницы между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. Нефтяным компаниям деньги выплачиваются из бюджета при поставках топлива на внутренний рынок, если экспортная цена на него превышает индикативную, устанавливаемую государством. Превысить индикативную цену для получения компенсации по демпферу котировки на бирже могут лишь на 10 процентов, дальше выплаты обнуляются. В 2023 году индикативная цена для АИ-92 - 56 тысяч 900 рублей за тонну, поэтому предельная цена для демпфера - 62 тысячи 590 рублей. 

Демпфер сейчас возвращает из бюджета нефтяникам около 80 процентов упущенной прибыли, как если бы они поставляли топливо на экспорт в Европу, куда в действительности отгрузки не ведутся с февраля этого года. Общий объем выплат из бюджета по демпферу в этом году колебался от 48 до 109 миллиардов рублей в месяц. С сентября, как уже было сказано, выплаты снизятся вдвое, а с января 2024 года вырастет индикативная цена, что при средних ценах на нефть играет против увеличения выплат по демпферу. Также с начала следующего года вырастут акцизы на бензин. Проще говоря, экономическая выгодность нефтепереработки будет снижаться. И здесь основной вопрос, пойдут ли компании на обострение отношений с правительством уже этой осенью, чтобы снизить на себя фискальное давление? И как поведут себя в этой ситуации цены на бирже и АЗС?

Сильного роста цен, скорее всего, удастся избежать при любом варианте развития событий. Любой рынок регулируется механизмами спроса и предложения

Большинство экспертов скептически оценивают возможность обнуления демпфера. Как отмечает директор Департамента корпоративных финансов ИК "Ива Партнерс" Артем Тузов, формула демпфера известна участникам рынка, на обнуление они не пойдут, лучше получить часть, чем ничего. С начала года из казны нефтяникам было выплачено 542 миллиарда рублей. Сумма, сравнимая с месячным доходом федерального бюджета от нефтегазовой отрасли. Корректировка демпфера приведет к сокращению этой статьи расходов, но цены на бензин на внутреннем рынке начнут расти.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, нефтяные компании сами не будут отказываться от демпфера, они просчитывают варианты и не дадут уйти средним ценам выше критической отметки. К тому же до конца августа они смогут получать выплаты в полном объеме.

Учитывая ожидаемое снижение выплат по демпферу в сентябре, не стоит ожидать, что рост цен на топливо остановится, отмечает эксперт.

Дело не в "жадных нефтяниках", которые и так уже полтора года находятся в постоянном стрессе - перенаправляют поставки с запада на восток, создают нефтяной танкерный флот, ищут страховщиков и трейдеров. Известно, что более 70 процентов в стоимости бензина - это различные налоги. И рост цен на бензин - это тоже форма наполнения государственного бюджета. Если главная задача сейчас - наполнить бюджет, то нужно так и сказать населению, что цены будут расти, и в этом нет ничего страшного, поскольку рост умеренный, поясняет Симонов.

Сильного роста цен, скорее всего, удастся избежать при любом варианте развития событий, считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Если демпфер вообще перестанут выплачивать, такой ситуации, как была в прошлом году в Европе и США, то есть топливного кризиса, в России не произойдёт. В конечном счёте, любой рынок регулируется механизмами спроса и предложения, а такие инструменты, как демпфер или иные виды субсидирования производителей, позволяют балансировать их, а не устанавливать цены. Для того, чтобы розничные цены на топливо вообще не росли, нужно их не регулировать с помощью субсидий, а просто фиксировать. Подобные механизмы когда-то действовали в Ливии до гражданской войны, сегодня действуют в Туркменистане.

Поймать двух зайцев не получится. Сейчас нужно либо наполнять бюджет, либо сдерживать рост цен на топливо

В России совсем другая экономическая модель, и фиксировать цены не получится. Демпфер не мешает рыночным механизмам, но, если его отменить, это может привести к краткосрочному и даже среднесрочному повышению цен на бензин, но, скорее всего, оно будет в рамках прогнозируемой годовой инфляции, говорит Мильчакова.

С точки зрения эксперта Института развития технологи ТЭК Кирилла Родионова, несмотря на то, что сокращение демпфера обрело законодательную силу, изменения в регулировании еще возможны. Де-факто, за счет последнего роста цен нефтяники усилили собственную переговорную позицию, чтобы добиться от регуляторов каких-либо послаблений - будь это снижение акцизов, отмена любых ограничений на экспорт или повышение доступности железнодорожной инфраструктуры для перевозки нефтепродуктов. Однако, какие из этих послаблений будут приняты, пока открытый вопрос.

В сухом остатке мы имеем, что все эксперты считают, что дальнейшего роста цен на АЗС избежать не удастся, даже если его получится на время остановить в конце лета или в начале осени. Как отмечает Симонов, если посмотреть на динамику цен на АЗС за последние годы, весь рост цен укладывается близко к уровню инфляции. Поэтому никакого кризиса нет. Позиция непопулярная, но поймать двух зайцев не получится, сейчас нужно либо наполнять бюджет, либо сдерживать рост цен на топливо, считает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 27.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики