Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Болгария возвращает порт, который арендует «Лукойл», под контроль государства: причины и последствия

Болгария возвращает порт, который арендует «Лукойл», под контроль государства: причины и последствия

Президент Болгарии назвал безответственным отказ в аренде «Лукойлу». Ранее парламент принял поправки о досрочном расторжении 35-летней аренды российской компанией терминала «Росенец». По мнению президента Румена Радева, это решение было неконституционным и не учитывало интересы потребителя, а также может привести к росту цен на топливо в Болгарии

Внутриполитическая ситуация в Болгарии сложная. За последние два года в стране прошло пять парламентских выборов. Последние — в апреле 2023 года. По оценке Associated Press, Болгария долгое время не могла сформировать жизнеспособную правящую коалицию. В итоге в стране установили ротационное управление: весной следующего года нынешний премьер Николай Денков и вице-премьер Мария Габриэль поменяются местами.

Политический кризис ведет страну к зависимости от Евросоюза. Решение разорвать контракт с «Лукойлом», так спешно принятое в конце июля, открыто подкреплялось стремлением вступить в Шенген. Продолжает профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина:

«Для сегодняшних политических элит основная тактическая задача — это включиться в Шенгенскую зону как можно быстрее и как можно быстрее получить следующие транши на проведение внутренних реформ. Второй момент — это, естественно, американское давление, которое оказывается в первую очередь по линии как можно более сильного разобщения с Россией. Но вместе с тем оно важно и с точки зрения геостратегического противостояния. Порт, который арендовал «Лукойл», — второй порт по значению в Болгарии, он не очень крупный, но сегодня американская политика в Юго-Восточной Европе осуществляется таким образом, что ее задачей является выхватить все существующие ресурсы и все существующие потенциальные возможности у России для влияния на инфраструктуру Юго-Восточной Европы. Я думаю, что история с портом Бургас вписывается в эту общую парадигму максимального лишения возможности России оперировать на Черном и Средиземном морях со стороны Юго-Восточной Европы».

Болгарское временное правительство, которое ушло в отставку в июне, ранее добилось от Евросоюза освобождения от санкций на поставки «Лукойла» на НПЗ страны. Объяснялось это стремлением избежать дефицита топлива и ущерба экономике страны. Также утверждалось, что у Болгариии нет альтернативного поставщика топлива. Таким образом удалось отсрочить эмбарго на российскую нефть до конца 2024 года.

Но полагаться на это решение не стоит, и «Лукойл», скорее всего, даже выигрывает из-за освобождения от аренды болгарского порта, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Эскалация конфликта России и Европы в плане активов и санкций приводит к тому, что, может быть, это исключение будет снято и раньше. Встает вопрос: зачем тогда «Лукойлу» терминал для приема нефти, если он не сможет поставлять свою же нефть на свою же переработку? Вся эта схема разваливается. В этом плане большой вопрос, кому выгоднее разрыв подобного соглашения — «Лукойлу» или Болгарии. Если сейчас с «Лукойлом» разорвать соглашение, не факт, что они найдут какого-то другого управляющего, который будет готов регулярно платить довольно большие деньги на долгосрочной основе. Для Болгарии это экономические риски. Из-за своей антироссийской политической позиции они в очередной раз наступают на те же грабли. Им выгодно было, наоборот, держаться за «Лукойл» и требовать от него выполнения условий контракта. А тут они, по сути, освобождают «Лукойл» от обременительного для него договора».

Игорь Юшков согласен со словами президента Румена Радева относительно того, что бензин в стране теперь, вероятно, подорожает. Сейчас «Лукойл», по сути, контролирует всю цепочку поставки нефти на болгарский НПЗ. Когда ее часть перейдет к другой компании, тарифы могут измениться.

Поправки об отмене концессии «Лукойла» на терминал «Росенец» теперь проверит Конституционный суд по просьбе президента. В этот же день депутат парламентского комитета Болгарии по энергетике Делян Добрев заявил, что правящие партии будут работать над тем, чтобы отменить освобождение «Лукойла» от санкций, то есть полностью перекрыть основные поставки топлива в страну.

Источник: BFM.RU, 04.08.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики