Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему России нужен газопровод из Ирана в Индию

Почему России нужен газопровод из Ирана в Индию

Пакистан уведомил Иран о невозможности строительства своего участка газопровода "Мир" из-за форс-мажора. Но едва ли это означает конец проекта, который уже несколько раз замораживался и возобновлялся. В газопроводе из Ирана в Индию через Пакистан сильно заинтересованы не только перечисленные страны, но и Россия. Не случайно, "Газпром" ранее планировал принять активное участие в строительстве.

Предварительное соглашение о строительстве "Мира" было подписано Ираном и Пакистаном еще в 1995 году. В 1999 году к проекту присоединилась Индия. С тех пор был завершен только иранский участок газопровода и часть труб уложена в Пакистане, где работы то начинались, то останавливались. Официально сложности возникли из-за американских санкций против Ирана. В действительности, источником проблем стало давление США на Пакистан и Индию.

Американцы старались не допустить усиления Ирана в регионе как политического, так и экономического, и попадания иранского газа в Индию и Китай, которые в результате этого становились бы еще более независимыми в энергетическом плане от США. Свою роль также сыграли противоречия в исламском мире между шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией. В основе их также лежала экономика, иранские углеводороды могли потеснить саудовскую нефть на перспективном индийском рынке.

У России в проекте есть свой экономический интерес, который не ограничивается участием наших компаний в строительстве газопровода и поставках оборудования. В 2023 году Иран и Россия договорились о своповых поставках нефти и газа. Вице-премьер Александр Новак сообщал, что на первом этапе речь идет о ежегодном объеме - 5 млн тонн российской нефти и 10 млрд кубометров газа. Подразумевалось, что мы будем поставлять определенный объем своего газа на север Ирана, где нет месторождений, но есть потребление, а Иран мог бы поставить газ, добываемый на южных месторождениях страны, в Пакистан и Индию. Проблема в том, что поставлять газ в Иран мы можем только транзитом или построив газопровод через Каспийское море, для чего потребуется разрешение других стран. А Ирану надо договариваться с Индией и Пакистаном. 

Индийский газовый рынок - лакомый кусок для любого экспортера голубого топлива, он растет быстрее китайского. А для нас после снижения экспорта в Европу, потенциально Индия один из лучших вариантов для продажи своего газа. Но мешает география.

Маршрут "Мира" - самый простой путь, по которому российский трубопроводный газ может попасть на быстро растущий индийский рынок. Есть вариант транзита через несколько стран, среди которых Афганистан, но он еще более сложный, с огромными рисками из-за нестабильности в регионе. 

Сжиженный природный газ (СПГ) мы поставляем в Индию с проекта "Ямал СПГ". Но объемы незначительны - 410 тыс. тонн (около 0,6 млрд кубометров газа), по данным GIIGNL. Да, объемы производства СПГ в России должны увеличиваться, но процесс будет не быстрым. Запуск Газохимического комплекса в Усть-Луге отложили на 2 года, то есть первая линия завода заработает не раньше 2026 года. Ближайший к вводу в строй проект - "Арктик СПГ-2". Первая линия должна заработать уже в этом году, она увеличит производство на 7 млн тонн, а после запуска всех трех линий в 2026 году мощность завода составит 21 млн тонн (29 млрд кубометров).

Но, как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, проекты СПГ не ориентированы на какого-то одного покупателя, поэтому совсем не факт что новый российский СПГ в полном объеме попадет в Индию. К тому же, учитывая растущие потребности Индии в газе, удовлетворить их при помощи одного СПГ будет трудно. Экспорт трубопроводного газа - это другая лига и, соответственно, другие объемы.

По мнению Гривача, говорить о том, что проект газопровода "Мир" закрыт после заявления Пакистана преждевременно. У участвующих в нем стран очень непростые отношения друг с другом, но это не отменяет, что газ нужен и Индии, и Пакистану. К тому же заявление о форс-мажоре Исламабада, вероятнее всего, связано с недавним предупреждением Тегерана о готовности обратится в международный арбитраж с иском на 18 млрд долларов из-за срыва Пакистаном сроков реализации проекта, считает эксперт.

За высокую вероятность возобновления строительства газопровода в будущем говорит и то, что посредником на переговорах по проекту в последние годы выступала Россия, а также недавняя общая идея создать в Иране газовый хаб. Учитывая, что экспорт в Европу для иранского газа невозможен из-за санкций, то для работы хаба нужны другие покупатели. В Турцию и Ирак газ из Ирана уже поставляется, но для ликвидных объемов продаж, конечно, нужна Индия, Пакистан, а, в перспективе, Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 08.08.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики