Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Горючие колебания: биржевая цена бензина АИ-95 обновила исторический рекорд

Горючие колебания: биржевая цена бензина АИ-95 обновила исторический рекорд

На торгах 28 августа стоимость бензина АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже впервые за всё время наблюдений поднялась до 72,36 тыс. рублей за 1 т. Всего с начала года оптовые цены на топливо взлетели примерно на 70%, а розничные выросли более чем на 6%, что оказалось выше уровня инфляции. Эксперты связывают это с высоким спросом на горючее внутри страны, со снижением предложения на рынке, а также с запланированным сокращением выплат нефтяникам из бюджета. Впрочем, как полагают в правительстве, уже осенью ситуация с ценами должна стабилизироваться. Если же горючее будет и дальше дорожать, власти могут задействовать специальные меры для нормализации обстановки, уверены аналитики.

В понедельник, 28 августа, оптовая стоимость бензина АИ-95 в России обновила исторический максимум и приблизилась к 72,36 тыс. рублей за 1 т. Одновременно котировки топлива АИ-92 впервые за месяц поднимались до 63,75 тыс. рублей за 1 т. Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

Всего с начала 2023-го горючее на торговой площадке подорожало примерно на 70%. Бензин в опте стал уверенно дорожать после резкого удешевления в прошлом году. В тот момент на фоне санкций Запада у российских нефтяников возникли трудности с экспортом, поэтому компании продавали внутри страны больше горючего, чем обычно.

Из-за переизбытка топлива в 2022 году биржевая цена АИ-95 упала примерно на 17%, а котировки АИ-92 снизились на 25%. Впрочем, после этого на рынке наметилась обратная тенденция.

«Главная причина роста цен в опте — увеличение поставок топлива за рубеж. Стоимость нефтепродуктов в мире сейчас высокая, поэтому экспортировать горючее выгоднее, чем реализовывать внутри страны. В результате на рынке образовался дефицит предложения и бензин у нас на биржах подорожал», — объяснил RT директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

 

На фоне ажиотажного роста биржевых котировок розничная стоимость горючего в стране тоже начала заметно расти, хотя и не такими стремительными темпами, как в опте. По данным Федеральной службы статистики, с начала года литр АИ-92 на российских АЗС подорожал в среднем на 6,4% — до 50,23 рубля, а литр АИ-95 — на 6,8%, до 54,85 рубля. Причём инфляция за это время составила лишь 3,6%.

Между тем в ряде регионов повышение стоимости топлива для потребителей оказалось более ощутимым. Так, например, на автозаправках Тывы цена бензина за последние восемь месяцев подскочила примерно на 20%, в Дагестане — на 16,5%, на Алтае — на 15,6%, в Ямало-Ненецком автономном округе — на 14%, в Калмыкии — на 11,7%, а в Севастополе — на 10,7%.

Отчасти наблюдаемая динамика может быть связана с сезонными факторами, уверен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, летом российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) останавливаются на плановый ремонт, тогда как потребление горючего в стране увеличивается, поскольку россияне чаще пользуются транспортом.

«С 2020 года у нас наблюдается ярко выраженная сезонность — люди всё чаще предпочитают передвигаться по стране и путешествовать летом на своём авто. При этом с 2022-го часть аэропортов на южных курортах закрыты, поэтому люди ездят на своих машинах на море. Отрасль пока ещё не до конца адаптировалась к этому тренду. Возможно, нам следует создавать больше топливных хранилищ под эти нужды», — отметил собеседник RT.

Кроме того, по словам Юшкова, сегодня в России есть определённые трудности с доставкой горючего в некоторые регионы. Это может приводить к дополнительному повышению цен, особенно в периоды ухода НПЗ на ремонт. Похожей точки зрения придерживается и Сергей Пикин.

«Там, где логистика завязана на работе единичных НПЗ, например как в Сибири, где нет конкуренции, при приостановке работы одного завода нехватку топлива испытывает весь регион. Железная дорога тоже часто перегружена, поэтому довозить топливо сложно. Эту ситуацию сейчас можно наблюдать на юге», — пояснил Пикин.

По новым правилам

Помимо этого, как подчёркивают эксперты, цены на топливо в России растут в преддверии изменения формулы демпфирующего механизма. Этот инструмент появился ещё в 2019 году, и в рамках инициативы государство возмещает нефтяным компаниям недополученные доходы при поставке топлива на внутренний рынок.

Если цены на горючее в России ниже экспортных, производители получают компенсацию из федерального бюджета. При более высокой стоимости сырья внутри страны бизнес, напротив, отчисляет в казну часть своей прибыли.

Как следует из материалов Минфина, в 2019 году выплаты компаниям из бюджета за продажу топлива внутри страны составили 282 млрд рублей, в 2020-м сумма увеличилась до 357 млрд, в 2021-м — до 675 млрд, а в 2022-м превысила 2,17 трлн. По последним оценкам, с января по июль 2023-го государство возместило бизнесу почти 653 млрд рублей.

Между тем в последнее время выплаты в рамках демпфера во многом стали для нефтяников дополнительным источником дохода, и власти решили изменить параметры механизма. Об этом ещё в апреле сообщил министр финансов России Антон Силуанов.

«Маржа нефтепереработчиков сегодня — это 8 тыс. рублей на 1 т. Раньше была меньше 2 тыс. рублей. Если посмотреть, откуда берётся эта маржа, — за счёт демпфера. По сути, мы эту маржу нефтепереработчиков из бюджета платим. Минфин же не может мимо этого пройти. Надо подкорректировать», — объяснял Силуанов.

 

Власти предлагают «уполовинить маржу» компаний. Для этого планируется сократить размер выплат по демпферу, что позволит бюджету экономить порядка 30 млрд рублей в месяц. 31 июля президент России Владимир Путин утвердил соответствующие поправки в законодательство. Изменения должны вступить в силу 1 сентября и будут действовать до конца 2026 года.

«Руководство страны платит нефтяникам, чтобы те не повышали резко цены на топливо для потребителей. Однако сейчас правительству нужно сократить дефицит бюджета, и с сентября объём выплат снизится вдвое. Соответственно, нефтяным компаниям больше нет смысла сильно сдерживать цены в опте и рознице», — объяснил Игорь Юшков.

Проверенные методы

Вместе с тем, по словам аналитиков, у государства есть инструменты для сдерживания цен на горючее. Так, например, власти уже обязали бизнес нарастить продажи топлива внутри страны с осени.

Если сейчас компании должны реализовывать через биржу 12% от общего объёма произведённого бензина, то уже с 1 сентября норматив будет повышен до 13%. Постановление об этом в начале августа подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Более того, ранее в Министерстве энергетики предложили ограничить количество экспортёров бензина для увеличения поставок топлива на внутренний рынок. Инициативу ведомства поддержал вице-премьер Александр Новак. При этом сам зампред кабмина ожидает нормализации обстановки с ценами на рынке в ближайшее время.

«Сейчас должны выйти заводы с ремонтов, соответственно, объёмы поступления (топлива. — RT) на биржу увеличатся, ситуация стабилизируется», — приводит ТАСС заявление Новака.

 

Одновременно, по словам Игоря Юшкова, с наступлением осени спрос на топливо в России должен несколько сократиться. Так, по мере завершения сезона отпусков люди станут меньше потреблять горючего и цены на АЗС уже не должны будут расти такими темпами, как летом.

Впрочем, если бензин в России всё же продолжит дорожать, руководство страны прибегнет к более радикальным мерам, считает Сергей Пикин. В частности, правительство может ввести экспортные пошлины и тем самым серьёзно ограничить продажу топлива за рубеж.

«Сейчас пока используются довольно мягкие методы, но при необходимости могут быть задействованы и жёсткие меры. Помимо пошлин, можно также обязать нефтяников продавать всё топливо только на оптовых биржах, а не через внутренние каналы вертикально интегрированных компаний», — добавил Пикин.

В целом, по его мнению, власти сделают всё для того, чтобы по итогам года рост цен на топливо оказался не выше инфляции. По прогнозу Центробанка, этот показатель может составить 5—6,5%.

«Власти внимательно следят за уровнем цен в рознице, и когда стоимость топлива перейдёт психологическую отметку, то правительство начнёт принимать меры. Так уже было в 2018 году, когда кабмин пошёл на соглашение с нефтяниками и задействовал все возможные другие инструменты для решения проблемы», — заключил специалист.

Авторы: Владимир Цегоев, Ксения Чемоданова

Источник: RT, 28.08.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики