Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вспомним дефицит. В Госдуме предложили ввести предельные цены на бензин

Вспомним дефицит. В Госдуме предложили ввести предельные цены на бензин

Законопроект о введении предельных розничных цен на бензин и дизтопливо, который внесен на рассмотрение Госдумы, в случае принятия не решит проблем со стоимостью топлива, но, по мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности, профессора Финуниверситета при Правительстве РФ Константина Симонова, может обернуться дефицитом нефтепродуктов и снижением доходов государства.

Законопроект внесен группой депутатов от ЛДПР, включая главу фракции Леонида Слуцкого. По мнению законодателей, предпринимаемые правительством меры по стабилизации стоимости топлива «неэффективны», и они рассчитывают таким образом остановить рост цен. «Введение механизма предельно допустимых розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на конечном этапе оборота данных видов топлива представляется обоснованным и оправданным в целях защиты законных экономических интересов граждан и общества в целом», — указывается в пояснительной записке.

По мнению Константина Симонова, заявленных целей законопроект не достигнет. «Ограничение розничных цен на бензин и дизель — это самая простая идея, — объясняет эксперт. — Но это популистское решение, которое не исправит ситуации на топливном рынке, лишь усугубит ее. Такие рецепты к нынешней экономике уже неприменимы». 

Биржевые цены на нефтепродукты все лето обновляли рекорды, за ними подтягивались и розничные цены. По данным ресурса fuelprices.ru, только за 3 последних месяца средняя стоимость бензина АИ-92 в России выросла на 5,3%, АИ-95 на 5,53%, АИ-98 на 6,33%, дизтоплива — на 5,68%.

«Сейчас сложились все условия для того, чтобы бензин и дизель только дорожали, — указывает Константин Симонов. — Значительно выросли мировые цены на моторное топливо, рубль девальвировался, обратные выплаты в виде демпфера сократили в 2 раза. Эти и прочие факторы в совокупности создали „идеальный шторм“ на топливном рынке».

Высокие цены на нефтепродукты оказывают негативное влияние на многие сектора экономики и население, но введение механизма предельных цен не поможет. «Если законодатели установят госцены, то мы сразу же получим дефицит бензина и дизтоплива на внутреннем рынке, — уверен Константин Симонов. — Переработчики попросту не будут продавать нефтепродукты на внутренний рынок на невыгодных условиях, у них есть альтернатива в виде экспорта. Кроме того, резко упадет качество топлива, а операторы начнут экономить на технике безопасности, и трагический случай в Махачкале тому подтверждение».

Более того, последствия введения предельных цен могут быть гораздо шире. «Конечно, власти могут сделать следующий шаг, и запретить поставки нефтепродуктов на внешние рынки, — допускает эксперт. — Но это приведет к обвальному падению бюджетных доходов, что по цепочке приведет к целому ряду серьезных проблем».

Ранее с целью стабилизации цен на нефтепродукты правительство обязало НПЗ продавать через биржу 9,5% от общего объема произведенного дизельного топлива (до этого этот норматив был установлен на уровне 8,5%), для производителей бензинов этот показатель установлен на уровне 13%.

Автор: Евгений Никтовенко

Источник: АиФ, 11.09.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики