Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Введет ли Евросоюз санкции в отношении импорта нефти и газа из Азербайджана

Введет ли Евросоюз санкции в отношении импорта нефти и газа из Азербайджана

В Европарламенте прозвучали первые призывы ввести санкции против Азербайджана из-за обострения ситуации в Нагорном Карабахе. Если отбросить варианты политического давления и персональные санкции, то единственным экономическим рычагом давления на Баку могут быть ограничения экспорта азербайджанских энергоресурсов.

Самый крупный европейский покупатель азербайджанской нефти Италия - 9 млн тонн в 2022 году и 7,5 млн тонн за 8 месяцев этого года. Азербайджан обеспечивает более 15% потребностей Италии в нефти. Так же крупные импортеры - Испания, Чехия, Греция и Болгария. Нефть товар мобильный, и заместить выпадающие в случае санкций объемы эти страны смогут, пусть даже с потерями для себя.

Весь экспорт газа из Азербайджана в 2022 году составил 14,6 млрд кубометров: из них 49% пришлось на Турцию, 31% - на Италию, остальные 20% - на Грузию, Грецию, Болгарию и Иран. И здесь, несмотря на сравнительно скромные объемы импорта ситуация для Европы значительно более сложная.

Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, для ЕС санкции против Азербайджана это очень плохой расклад. С одной стороны, Азербайджан не самый крупный поставщик энергоносителей на рынке. Но сейчас такая ситуация, что называется, "каждая лыка в строку". И в этом плане поставки газа из Азербайджана носят достаточно значимый характер для европейцев. Каждый поставщик имеет значение. 

Но главное даже не в этом, а в том, что Азербайджан был символом замещения российского энергетического сырья, считает Симонов. Вся эта пресловутая европейская диверсификация поставок долгое время не имела какого-то реального воплощения. А Азербайджан стал хоть каким-то символом возможности европейцев привлекать альтернативные энергоносители. Даже фильм про Джеймса Бонда сняли, который борется со злодеями, мешающими бакинской нефти попадать в Европу, отмечает эксперт.

Схожего мнения придерживается доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Даже скромные 11,4 млрд кубометров газа, поступившие в Европу из Азербайджан в 2022 году, могли служить хоть каким-то аргументом в защиту политики диверсификации поставок. Теперь, оказывается, и этот газ "неправильный" и "недемократичный", говорит он. 

С точки зрения обоих экспертов, едва ли Европа пойдет дальше популистских заявлений политиков и действительно введет санкции против энергетического экспорта Азербайджана. Как подчеркивает Андрианов, например, газ, прокачиваемый из Баку в Европу - не собственно азербайджанский, он принадлежит консорциуму компаний, возглавляемому британской ВР. Вряд ли такая влиятельная корпорация допустит запрета его поставок в Европу.

Но все же если санкции начнут вводить, у них будут свои бенефициары. По мнению Андрианова, в первую очередь, это США, которые смогут использовать данный повод для еще более активного проталкивания в Европу своего газа (того, что останется после поставок в Азию). И это - еще один шаг к окончательной утрате Европой своей экономической и политической субъектности.

Ну а наибольшую выгоду в сложившейся ситуации, уже сейчас, без всяких санкций, получили европейские "зеленые". Для них это очередной довод для отказа от углеводородов, которых в Европе своих почти не осталось.

Как отмечает Симонов, у европейцев складывается безвыходная ситуация. Они отказываются от нефти и газа из России, поскольку она плохая, в пользу Азербайджана. Потом, он оказывается тоже плохой, его тоже нужно менять.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 20.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики