Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: Чем быстрее снимут запрет на экспорт дизеля, тем будет лучше для рынка

Эксперты: Чем быстрее снимут запрет на экспорт дизеля, тем будет лучше для рынка

Чем быстрее снимут запрет на экспорт дизеля, тем будет лучше для рынка. Причем после этого в том или ином виде придется вернуться к корректировке демпферного механизма (компенсация нефтяникам из бюджета части разницы между экспортными и российскими ценами при поставках топлива на внутренний рынок). К такому выводу пришли участники дискуссии о ситуации на российском нефтяном рынке, прошедшей в пресс-центре "Россия Сегодня".

Запрет экспорта приведет к перенасыщению рынка, в первую очередь, дизельным топливом. Его производство придется снижать либо за счет сокращения добычи, либо за счет производства нефтепродуктов, которые не запрещены к экспорту (например, мазут). Это нанесет удар по доходам бюджета и будет наиболее болезненно для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), причем для наиболее эффективных - которые уже провели модернизацию своих производств.

Кроме того, нефтеперерабатывающая отрасль показала высокую адаптивность к западным санкциям, были выстроены новые логические цепочки, найдены новые рынки сбыта, а сейчас мы можем их опять потерять. Поэтому, с точки зрения участников дискуссии, запрет нужно снять, как можно быстрее, в течение месяца, может быть, двух.

У нас есть два пути, либо использовать рыночные инструменты для регулирования рынка - демпфер, экспортные пошлины и прочее, либо возвратится к плановому управлению внутренним рынком, считает директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин. По его мнению, второй вариант самый сложный для исполнения и наименее привлекательный для экономического роста. 

Как отметил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, в росте цен на дизельное топливо (ДТ) сыграло множество факторов. Да, экспорт был очень привлекателен, разница стоимости тонны при поставках в России и на экспорт достигала 20 тыс. рублей. Но дело не только в этом. Помимо сезонного спроса аграриев на ДТ, ведь есть еще факторы, повышающие спрос на него. Это растущие грузоперевозки, это работа военной техники. Спрос вырос, а демпфер нефтяникам урезали вдвое. Естественно, для бизнеса в такой ситуации стали более привлекательны поставки за границу. И дело не в их жадности, считает Симонов. Эксперт привел последнюю оценку Председателя комитета Государственной Думы по энергетике Павла Завального, что в цене топлива около 85% составляют налоги.

С точки зрения руководителя Центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа Вячеслава Мищенко, через цены на российскую нефть и нефтепродукты вся наша экономика оказывается привязанной к глобальным рынкам, в первую очередь, к рынку стран Евросоюза, с которым мы сейчас никак не дружим, никак не работаем. Да и сам глобальный рынок уже не существует, его разрушили его же создатели, введя санкции против России. Поэтому сейчас нужно отвязываться от внешних индикаторов и создавать свои механизмы ценообразования.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 25.09.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики