Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин падают: в чем причины и будет ли топливо дешеветь и дальше

Цены на бензин падают: в чем причины и будет ли топливо дешеветь и дальше

Аналитик Игорь Юшков перечислил причины снижения цен на бензин в России

66-67 рублей за литр дизельного топлива. Такими были цены в конце сентября на АЗС Республики Бурятия, куда я отправилась в командировку. Водители знатно чертыхались. Ведь еще в мае стоимость топлива была на несколько рублей ниже. Однако едва я пересекла границу с Забайкальским краем, проехав всего 150 км, то обнаружила на заправках цены еще выше - 74,5 рубля за литр дизеля!

В августе и сентября мы много писали о росте цен на бензин. С сентября 2022-го по сентябрь 2023-го дизель вырос на 16% (с 55 до 64 рублей), АИ-92 на 8,8% (с 47 до 51), АИ-95 – на 9,5% (с 51 до 56). Но я, например, даже не предполагала, что разница в стоимости того же дизеля может быть столь высокой в регионах-соседях. Очевидно, что цена на топливо растет по законам местных закупщиков-перекупщиков, диктующих в погоне за прибыль свои условия.

Но пришли, наконец, и хорошие новости. За прошедшую неделю топливо всех марок подешевело. Чуть-чуть, но все же – см. «Только цифры».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков видит в этом влияние государства.

- Давайте для начала вспомним. Бензин дорожал весь год: где-то быстрее, где-то медленнее, - говорит он KP.RU. - Основное подорожание было летом из-за нескольких факторов. Первое. Сезонность и рост внутреннего туризма. Люди едут в отпуска на машинах – юг, Кавказ, Алтай. Напомню, что уже второй год часть аэропортов закрыты, билеты на поезд раскупают быстро, проще поехать на авто. Второе. Нефтяные компании пытались компенсировать отсутствие роста стоимости топлива в прошлом году, когда инфляция составила 12%, а цены на бензин не поднимались. Третье. Весной правительство объявило нефтяникам о снижении демпферных выплат (компенсации из бюджета тем производителям, которые поставляют топливо на внутренний рынок вместо зарубежного, когда цены в России ниже, чем на мировых рынках). Компании стали компенсировать падение доходов за счет потребителей. Четвертое. Экспортировать бензин стало значительное выгоднее из-за ослабления рубля. В рублевом выражении цена на вывозной бензин была гораздо выше, чем внутри страны.

По словам эксперта, сейчас со стороны правительства идет сильное давление на нефтяные компании по запрету экспорта бензина. Важно сначала насытить внутренний рынок, а потом уже продавать топливо за рубеж.

- То, что так быстро начала снижаться цена на АЗС – это и есть давление в ручном режиме на нефтяников. Плюс ФАС мгновенно подключилась. Это тоже инструмент давления на рынок. Сейчас задача государства снизить цены на трех направлениях – на бирже (крупный опт), нефтебазах (мелкий опт), АЗС (розница). И пока не произойдет снижение цены до уровня инфляции (по прогнозу минфина она будет около 6% за год), запрет на экспорт будет действовать. Следовательно, цены должны будут еще снизиться.

Автор: Наталья Варсегова

Источник: KP.RU, 05.10.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики