Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Государственная монопольно-тарифная дубина

Государственная монопольно-тарифная дубина

Конца тарифной гонке, которая бьет по карману россиян и отрасли экономики, пока не видно. Вчера Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) сообщил, что цены на газ в России необходимо сдерживать, а рынок электроэнергии должен быть переформатирован. Являясь крупнейшим экспортером энергоресурсов, РФ не может обеспечить своему населению низкие цены на энергию в отличие от ее ближайших соседей-импортеров. И происходит это не без потворства властей, считают некоторые аналитики. Монополистам позволено повышать тарифы и распределять прибыль между топ-менеджерами и непрофильными активами. А снижать издержки, которые подпадают под коммерческую тайну и непрозрачны для анализа, монополисты не спешат.

Монополисты страны – прежде всего в энергетической отрасли – не торопятся сокращать свои издержки. Все их проблемы решает очередной рост тарифов, который до поры до времени правительством обычно не запрещается. При этом данные об издержках и показателях собственной эффективности часто в полной мере не оглашаются, поскольку относятся к категории коммерческой тайны.

Как сообщила вчера руководитель Департамента исследований топливно-энергетического комплекса ИПЕМа Наталья Порохова, частные собственники в генерации в целом заинтересованы в снижении издержек и повышении эффективности. «Однако в сетевом комплексе, регулирование которого действует по принципу доходности на инвестированный капитал, увеличение инвестпрограмм и издержек приводит к росту базы для начисления тарифа и, наоборот, стимулирует собственников к раздуванию издержек», – говорит Порохова. Решить эту проблему можно, но вовсе не ручным методом управления, который был применен премьером Владимиром Путиным в этом году относительно цен на электроэнергию. Ведь такие механизмы приносят лишь временное облегчение, они не решают проблему отрасли системно.

В ИПЕМе уверены: чтобы достичь снижения цен на электроэнергию, надо менять всю модель рынка электроэнергии, совершенствовать механизмы регулирования сетевого комплекса, а также сдерживать цены на газ. «Газпрому» от этого не убудет, добавляют в ИПЕМе, ведь «при экспортных ценах на газ, соответствующих прогнозу Минэкономразвития, газовая отрасль всегда будет иметь устойчиво высокую прибыль». «Для изменения политики в отношении внутренних цен на газ нужно только политическое решение», – уточняет Порохова. Но будет ли оно?

«Цены на электроэнергию далеко не всегда связаны с наличием собственных мощностей или энергоресурсов у государства, во многом они определяются экономической политикой государств», – сообщили на днях специалисты центра экономических исследований «РИА-Аналитика», которые опубликовали рейтинг стран по стоимости электроэнергии для населения. Лидерами по стоимости электроэнергии стали Дания и Германия – 10–11 руб. за кВт-ч, в то время как в России электричество для населения стоит 2,2 руб. за кВт-ч.

Однако поводов для радости у россиян немного. Ведь если оценивать РФ с точки зрения ее ближайших соседей, то выходит, что россияне платят за электричество больше, чем армяне и казахи (около 1,8 руб. за кВт-ч), а также белорусы и украинцы – они платят примерно по 1 руб. за кВт-ч. Парадоксальная ситуация: в России, которая является крупнейшим поставщиком энергоресурсов, за энергию население платит больше, чем, например, в Белоруссии или Украине, которые сырье в основном импортируют.

Эксперты «НГ» подчеркнули: чтобы остудить пыл монополистов и заставить их сократить издержки, нужна самая малость – политическая воля, но именно ее в России и не хватает. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин приводит пример – сметы возглавляемого Алексеем Миллером «Газпрома» на трубопроводные проекты. Они почти в три раза превышают затраты на аналогичные проекты в Европе. «Что делать с этой схемой – непонятно. Наверное, для отказа от нее нужна политическая воля. Но сегодня положение практически безвыходное». Ведь пока что, по словам Крутихина, существующая ситуация вполне устраивает власти.

Однако некоторые эксперты в своих оценках оказались более сдержанными. «Энергетический и газовый рынки пока только переходят на рыночные отношения. В идеальном варианте рост тарифов должен стимулировать всю экономику к повышению энергоэффективности, – рассуждает ведущий эксперт инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский. – Но на первоначальном этапе отпускать тарифы нельзя. Вопрос требует комплексного подхода – повышать энергоэффектвиность отдельных отраслей мало, нужно повышать и энергоэффективность энергетических компаний. Также на первоначальном этапе необходимо усилить антимонопольный контроль». Государство все же заинтересовано в стабильности и прогнозируемости энергорынка, продолжает эксперт. Поэтому галопирующего роста тарифов правительство скорее всего не допустит, считает Воскресенский. По его словам, если инвесторы не изменят свой подход, на рынок вернется жесткое госрегулирование тарифов. Но насколько полезен будет этот шаг – вопрос, ведь тогда инвестиционная привлекательность отрасли снизится и реформа энергетики РФ вернется к своему началу.

Наконец, по мнению гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, нельзя все же утверждать, что монополисты сегодня полностью скрывают информацию о прибыли и финансовых затратах. Никто не скрывает, например, годовые отчеты. «Тот же «Газпром» опубликовал в этом году информацию о стоимости газопроводов, что вызвало бурю эмоций», – напоминает Симонов.

Другое дело, что сегодня не существует схемы контроля эффективности затрат. «Было поручение президента госкомпаниям сократить издержки и затраты на 10%, и тут же многие компании написали письма своим поставщикам, в которых, ссылаясь на указание президента, потребовали сократить цены на 10%, – поясняет Симонов. – Откуда взялась такая цифра? Почему мы считаем, что именно такова доля неэффективности? Это сложный и спорный вопрос. Мне кажется, единственный путь – попытаться привязать стоимость многих работ к зарубежным аналогам с соответствующими поправками. По крайней мере у нас будет хоть какая-то точка отсчета. Иначе неясно, что сегодня считать эффективным, а что нет».

Что касается тарифов, то, как отмечает Симонов, за пять лет газ почти удвоился в цене. «Согласен, что темпы довольно высокие, но для населения в 2010 году газпромовский газ обходился меньше, чем в 80 долларов за тысячу кубометров, – уточняет он. – Наше население платит за газ меньше, чем промышленность. В Европе обратная ситуация: население платит за газ больше, чем промышленность, и платит в ряде случаев в 10 раз больше, чем россияне».

Однако Симонов признает, что действительно до конца не ясно, по какому критерию Федеральная служба тарифов и Минэкономразвития определяют рост тарифов. «Откуда эти цифры берутся? Расчеты эти непрозрачны. Очень важно, чтобы нам не просто давали цифры повышения тарифов, а чтобы было четкое понимание, зачем это нужно, откуда такие цифры и на что эти деньги будут израсходованы», – резюмирует эксперт.

Авторы: Анастасия Башкалова, Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 22.07.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики