Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ситуация на топливном рынке требует хирургического вмешательства»

«Ситуация на топливном рынке требует хирургического вмешательства»

Без независимой нефтепереработки проблему монополий не решить

Министерство экономического развития (МЭР) предложило правительству сохранить запретительные пошлины на экспорт бензина еще на один месяц – на август. Об этом накануне заявила глава ведомства Эльвира Набиуллина. «Мы внесли проект постановления в правительство на сырую нефть и бензин и предлагаем оставить ставки, какими они и были в июле», – цитирует ее слова РБК. Соответствующий проект постановления уже внесен в правительство.

Как напоминает «Взгляд», еще в начале июля вице-премьер Игорь Сечин заявлял, что уже нет необходимости продлевать запретительные меры, которые были введены в мае 2011 года с целью преодоления бензинового кризиса в России. Далее правительство каждый месяц продлевало запрет, а в июле ввело такую же меру относительно сырья для нефтепереработки – прямогонного бензина.

В то же время нефтяные компании жаловались, что искусственное сдерживание цен на топливо увеличивает расходы. Тогда Сечин объяснил им, что они путают понятие убытков с недополученной выгодой. «Мы слышали об этих заявлениях. Когда им говоришь о том, что, видимо, они перепутали убытки и свои прогнозы недополученной выгоды при сравнении с экспортной альтернативой, они соглашаются», – подчеркнул вице-премьер. При этом он заявил, что президент Дмитрий Медведев уже в курсе о тех мерах, которые собираются предпринять, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке топлива.

Кроме того, в четверг стало известно, что 8 июля 12 нефтяных компаний подписали с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Ростехнадзором и Росстандартом соглашение, «направленное в т. ч. на стабилизацию ситуации на рынке нефтепродуктов». «В рамках этих соглашений нефтяные компании обязуются: модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов (до 2015 года); начиная с 2015 года обеспечить достаточное производство моторного топлива и предложение на внутренний рынок», – сообщается на сайте ФАС.

Среди компаний, присоединившихся к соглашению, значатся следующие: ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР, Роснефть, Сургутнефтегаз, Татнефть, НК «Альянс», Башнефть, Славнефть, «Газпром», РуссНефть и НЗНП. Взамен этого ведомства пообещали нефтяникам отодвинуть срок вступления в силу техрегламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В ФАС считают, что одной из причин возникновения дефицита бензина стало неготовность компаний к выполнению техрегламента.

Стоит напомнить, что сроки уже не раз переносились. Сейчас нефтекомпании попросили продлить срок оборота топлива «Евро-2» до 2013 года (сегодня замглавы антимонопольного ведомства Павел Субботин заявил, что этот срок будет продлен как минимум до середины 2012 года); переход на «Евро-4» состоится в 2014 году, а на «Евро-5» – в 2015 году.

Однако ведомства пообещали в случае неисполнения компаниями обязательств по модернизации НПЗ возбуждать дела, которые грозят нарушителям жесткими санкциями, вплоть до изъятия необоснованно полученного дохода.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов прокомментировал для KM.RU ситуацию на топливном рынке и заявление МЭР о возможном продлении запретительных пошлин.

– Я думаю, что это особо не снизит остроту проблемы, потому что наше правительство никак не хочет приступать к хирургическим мерам, а болезнь, кажется, требует хирургического вмешательства. Я глубоко убежден и много раз говорил, что без появления в России независимой нефтепереработки (т. е. которая бы не входила в состав вертикали нефтекомпаний) мы никогда не решим проблему монополий. Почему? Если у вас абсолютно вся переработка находится в руках ВИНКов, то вы можете создавать независимых заправщиков, заставлять их продавать через биржу, но все равно они всегда найдут какой-нибудь хитрый закон. Вы никогда не загоните их в ситуацию, когда действительно начнется какая-то конкуренция. Конкуренции в этой истории быть не может.

Тут может быть какая-то иная альтернатива. Например, приходит Путин, стучит кулаком по столу: «Цена на бензин должна быть 20 руб. за литр». Или, как я читаю в СМИ, справедливая цена на бензин должна быть 15 руб. за литр. Я не понимаю, что значит «справедливая цена» в условиях рынка. Другое дело, что рынка нет, но все равно «справедливая цена» – понятие эфемерное. Но по-другому не получается: либо государство вводит предел, говоря: «Столько максимум – и все» (но вы понимаете, что это – путь в никуда, т. к. это – фактически государственное ценообразование, которое ничего хорошего под собой иметь не будет), либо все-таки государство действительно задумается, что главная проблема у нас – это отсутствие конкуренции, и начнет лечить болезнь, как я уже сказал, хирургическим способом.

Тем более что глава ФАС, г-н Артемьев, давным-давно обещал нам «русское дело Рокфеллера»: напомню, что оно заключалось в расчленении компании «Стандартойл» и применении самых жестких антимонопольных санкций. Так вот, что-то я этого «русского дела Рокфеллера не вижу». Это раз. Во-вторых, вроде было обещание выделить какой-то один жалкий заводик. В-третьих, даже этот заводик не выделили и сказали: все равно эта мера не поможет, поэтому мы от нее откажемся. Но раз от этой меры откажемся, значит, ситуация не поменяется.

Поэтому тот потолок цен, который сейчас предлагается ФАС по сложной методике, ни к чему не приведет, потому что компании легко обоснуют вам, как образуется цена. Потому что если у вас – вся цепочка, от заправки до скважины, то вы сами, где нужно, покажете прибыль, где не нужно – уберете.

Поэтому я считаю, что эти все последние решения ФАС – полная ерунда. Кончится это тем, что осенью перед выборами государство введет тупо прямой потолок цен. Это приведет к тому, что до выборов (возможно, до президентских) цены будут на фиксированном уровне, после чего начнут расти еще в более быстрой прогрессии. А вот решимости создавать независимую переработку нефти в стране я у правительства, к сожалению, не вижу.

– Накануне 12 нефтяных компаний подписали соглашение с ФАС, Росстандартом и Ростехнадзором, согласно которому бизнесмены должны лишь к 2015 году модернизировать НПЗ к выпуску более качественного топлива. Как Вы считаете, почему нефтекомпании так неохотно идут на эту модернизацию?

– Наше государство всегда проявляло к нефтяным компаниям чудеса либеральности. Вспомните: сначала запретили стандарты топлива «Евро-2», а теперь их вернули. Поэтому какие гарантии, например, что если соглашение не будет выполнено, то к нефтяникам применят какие-то санкции? Никаких.

У нас вводились очень жесткие стандарты топлива, а потом государство их переносило и к нарушителям никаких санкций не применяло. Сейчас с 2012 года утилизация попутного нефтяного газа должна составить 95%. Все прекрасно знают, что этого не будет. И что будет с компаниями, которые нарушают эти нормативы? Ничего с ними не будет: условно говоря, наложат штраф в две копейки. Так было и с антимонопольной службой. Сколько обещали штрафов? Первая волна антимонопольных дел, вторая волна... И сколько они заплатили штрафов? Даже смешно об этом говорить!

Поэтому я аккуратно отношусь к таким соглашениям. Я – вообще жесткий сторонник того, чтобы запретить у нас топливо «Евро-2», «Евро-3», потому что это – действительно архаика, но к ценам это имеет отдаленное отношение. Если у нас нефтяные компании выполнят обязательства по модернизации, то это будет хорошо, потому что хотя бы экологическая ситуация в городах должна улучшиться за счет перехода на более качественный бензин, но цены от этого не уменьшатся – это мы должны понимать. Модернизацию нужно окупать, а окупать придется, естественно, за наш счет. Модернизация бесплатной не бывает. Так что тут тема модернизации заводов с темой цен на топливо не вполне связана: топливо не подешевеет, а, наоборот, подорожает.

Автор: Елена Колебакина

Источник: KM.RU, 22.07.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики