Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Азербайджан обсудили расширение нефтепровода

Россия и Азербайджан обсудили расширение нефтепровода

Эта труба могла бы обеспечить транзит нефти в страны Персидского залива

Вице-премьер России Александр Новак и министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов в рамках форума «Российская энергетическая неделя» обсудили возможность расширения нефтепровода Тихорецк – Баку. Об этом сообщила 12 октября пресс-служба правительства России.

«В повестке переговоров – возможность расширения нефтепровода Тихорецк – Баку для реверсных поставок российской нефти в Азербайджан, а также перспективы выстраивания технологического сотрудничества между компаниями России и Азербайджана в рамках политики импортозамещения», – отмечается в сообщении правительства России.

По словам Новака, объем поставок российской нефти в Азербайджан может составить 4 млн т в год. Он уточнил, что этот проект предложила Россия. Но Азербайджан пока не принял окончательного решения об участии в нем и, по словам российского вице-премьера, «изучает детали». Новак добавил, что Азербайджан сможет перерабатывать российскую нефть на внутреннем рынке и увеличить экспорт собственного сырья (цитата по «Интерфаксу»).

Кроме того, Новак и Шахбазов обсудили расширение сотрудничества в нефтегазовой, электроэнергетической и атомной сферах.

Азербайджан транспортировал свою нефть по трубопроводу Баку – Новороссийск, в который входит участок Баку – Тихорецк, с 1997 г. Низкосернистая и более дорогая азербайджанская нефть в этой системе трубопроводов смешивалась с более тяжелой туркменской и каспийской, из-за чего ее стоимость на выходе снижалась. В октябре 2020 г. нефтепровод подвергся нападению на территории Азербайджана со стороны Армении, сообщала генпрокуратура Азербайджана. После этого поставки по трубопроводу прекратились. В 2019 г. по маршруту Баку – Новороссийск было прокачано 824 000 т нефти.

Изначально проект поставок нефти по маршруту Тихорецк – Баку предлагался как своповая схема: Россия должна была отправлять сырье на НПЗ в Баку, а Азербайджан – экспортировать аналогичный объем нефти по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (сейчас это основной маршрут экспорта нефти из страны. – «Ведомости»), поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Сейчас же Азербайджан не рассматривает проект как своповый, а хочет просто получать российскую нефть, уточняет Юшков. По его мнению, России выгодно диверсифицировать экспорт, но Азербайджан, скорее всего, захочет получить скидку, а свою нефть экспортировать уже по рыночным ценам.

В 2022 г. экспорт нефти из Азербайджана снизился на 4% до 26 млн т, но стоимость этих поставок выросла сразу на 47,4% до $19,48 млрд, сообщал «Интерфакс-Азербайджан» со ссылкой на государственный таможенный комитет страны. За первые восемь месяцев 2023 г. Азербайджан увеличил экспорт нефти год к году на 2,9% до 18,5 млн т, в денежном выражении поставки упали на 18,1% до $11,23 млрд.

Юшков добавляет, что у Баку есть определенные требования к качеству нефти. Поэтому Азербайджан, вероятнее всего, не захочет покупать сырье с каспийских месторождений, в том числе тяжелую нефть, которая сейчас поставляется по участку трубопровода от Махачкалы до Тихорецка, полагает он. В результате России нужно будет инвестировать в развитие инфраструктуры. «Получается, Россия должна будет вложиться в развитие инфраструктуры, чтобы продавать свою нефть со скидкой. [Отсюда возникает] вопрос целесообразности этого проекта», – говорит эксперт.

По мнению Юшкова, Россия могла бы рассматривать Тихорецк – Баку как транзитный нефтепровод и отправлять через Азербайджан часть объемов в Иран и, потенциально, далее до стран Персидского залива, чтобы отгружать сырье в Индию. Такой маршрут частично стал бы более экономически эффективной альтернативой черноморским проливам.

Авторы: Дарья Савенкова, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 13.10.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики