Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Топливо на российских АЗС подешевело впервые с весны

Топливо на российских АЗС подешевело впервые с весны

Аналитики пока расходятся в прогнозах цен по итогам 2023 года

Стоимость бензина и дизельного топлива на российских АЗС за неделю с 25 сентября по 1 октября снизилась впервые с весны этого года, следует из данных Росстата. Бензин всех сортов подешевел впервые с 6 марта, а дизель – с 10 мая. По данным Росстата, литр бензина Аи-92 за неделю подешевел в стране на 0,4% до 51,41 руб., Аи-95 – на 0,5% до 56,16 руб. Цена дизтоплива снизилась всего на 0,1% до 64,9 руб./л. На предыдущей неделе Росстат фиксировал подорожание дизтоплива в стране в среднем на 1,7%, бензин прибавил 0,5%.

В Москве розничные цены на топливо за последнюю неделю также шли вниз: дизтопливо и Аи-92 подешевели на 0,5% до 62,07 руб./л и 50,68 руб./л соответственно, Аи-95 – на 0,6% до 56,16 руб./л. Об этом ранее сообщала Московская топливная ассоциация. Дизтопливо дешевело как на АЗС крупных нефтяных компаний, так и в независимых сетях заправок. Несколько компаний – «Газпром нефть», Teboil (бывшие АЗС Shell, которые выкупил «Лукойл») и «Транс АЗС» – сохранили цены на уровне предыдущей недели по всем видам топлива.

Также ФАС сообщила 4 октября, что «Нефтьмагистраль» (одна из крупнейших независимых АЗС) с 28 сентября снизила цены на 92-й бензин на 2,36 руб., Аи-95 – на 3,17 руб., на дизель – на 2,4 руб. Теперь их можно купить по 65,79 руб. за 1 литр дизеля, 54,91 руб. – Аи-92 и 59,92 руб. – Аи-95.

Снижение цен на АЗС началось вслед за временным запретом экспорта бензина и дизеля из России, которое было введено правительством 21 сентября для борьбы с серым экспортом топлива и для обеспечения нефтепродуктами внутреннего рынка. Это привело к увеличению запасов на 430 000 т, а также к стабилизации биржевых цен на топливо, которое транслировалось также в мелкооптовый сегмент, заявил курирующий ТЭК вице-премьер Александр Новак 4 октября телеканалу «Россия 24» по итогам совещания с нефтяниками. По его словам, оптовые цены на топливо на бирже СПбМТСБ снизились с момента введения ограничения на 16–20%.

По данным СПбМТСБ, оптовые цены откатились от рекордных уровней, но так и не стабилизировались. Например, цена на Аи-92 к 25 сентября упала на 21,4% по сравнению с рекордным уровнем 18 сентября до 55 451 руб./т. Но к 4 октября тренд изменился – рост в сравнении с 25 сентября составил 1,3% до 56 151 руб./т. Аналогичная динамика наблюдается по бензину Аи-95, а также по летнему дизтопливу. 4 октября 95-й бензин торговался по 58 587 руб./т, дизтопливо – по 57 004 руб.

Днем ранее Новак говорил, что ключевая задача правительства в том, чтобы цены на АЗС в течение года росли не выше инфляции. По оценке Минэкономразвития, годовая инфляция в России ускорилась до 5,94% на 2 октября с 5,74% на предыдущей неделе. Новак также подчеркивал, что ФАС активно работает над тем, чтобы снижение цен на бирже транслировалось в том числе на независимые сети АЗС, не принадлежащие нефтекомпаниям.

В комментариях пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» указано, что меры, которые правительство приняло для насыщения внутреннего рынка, в том числе запрет на экспорт топлива, уже отразились в рознице. Снижение биржевых котировок сказалось на оптовых ценах на нефтебазах, а также на НПЗ. «Работа по дальнейшей стабилизации цен продолжается. По оценкам Минэнерго, в среднем динамика цен на АЗС вернется к уровню инфляции», – отмечается в комментарии.

По итогам совещания у Новака 4 октября вице-премьер также поручил компаниям быстрее транслировать снижение биржевых цен на мелкооптовый сегмент. Минсельхоз, регионы и ФАС должны провести мониторинг наценок при продаже дизтоплива для аграриев и обеспечить снижение цен у посредников. На совещании «поддержали подготовленные Минэнерго и Минфином меры стабилизации внутреннего рынка топлива по введению заградительных пошлин для отдельных категорий экспортеров», – сообщила пресс-служба правительства. Это сохранит экспорт добросовестных производителей и «закроет возможности для серого экспорта».

«Ведомости» направили запросы в ФАС, крупнейшим сетям АЗС и в Независимый топливный союз (НТС, объединяет независимые сети заправок).

Кроме эффекта от ограничения экспорта розничные цены на топливо в России снижаются из-за давления регулирующих органов и правительства на топливные компании, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Также снижению цен на нефтепродукты способствовала выплата нефтяникам рекордного в 2023 г. демпфера в 298,7 млрд руб. в сентябре за август, добавляет эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Демпфер компенсирует за счет бюджета производителям нефтепродуктов разницу между экспортными и внутренними ценами на топливо.

По мнению Миронюка, правительство ставит задачу как можно быстрее снизить цены в опте, мелком опте и рознице. Это может стать условием отмены ограничения на экспорт, считает Юшков. Также перед отменой запрета на вывоз топлива правительство и нефтекомпании должны договориться о повышении коэффициента в формуле расчета демпфера. С 1 сентября в эту формулу был введен коэффициент 0,5, чтобы снизить отчисления из бюджета.

Дальнейшая динамика и оптовых, и розничных цен на нефтепродукты будет зависеть от дальнейших действий правительства, считает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Если выплаты по демпферу вырастут, будет введено квотирование экспорта или вырастут экспортные пошлины, то оптовые цены на топливо могут стабилизироваться на уровне примерно на 10% ниже текущих, а цены на АЗС вернутся к показателям середины августа, отмечает он.

Новак 28 сентября рассказывал о мерах, которые правительство может принять после снятия ограничения на экспорт нефтепродуктов. По его словам, власти могут повысить заградительную экспортную пошлину с 20 000 до 50 000 руб./т для компаний, которые не производят нефтепродукты, или же запретить для них вывоз топлива за границу. Также власти обсуждают с компаниями увеличение выплат в рамках демпфера. Президент Владимир Путин также предлагал ранее квотировать экспорт нефтепродуктов.

Миронюк ожидает, что цены на бензин и дизтопливо в рознице останутся «вблизи текущих значений» до конца года, но их рост по итогам 2023 г. обгонит уровень инфляции. Юшков возражает: власти продолжат давить на нефтекомпании до тех пор, пока рост цен на АЗС не будет укладываться в инфляцию. По прогнозам Минэкономразвития, по итогам года инфляция составит 7,5%.

Автор: Дарья Савенкова

Источник: Ведомости, 05.10.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики