Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Иранская альтернатива «Газпрому»?

Иранская альтернатива «Газпрому»?

Недавно несколькими ближневосточными странами – Ираном, Ираком и Сирией – был  подписан меморандум о строительстве газопровода через Ливан в Западную Европу. В качестве источниковой базы проекта предполагается использовать иранское месторождение Южный Парс. Стоимость проекта должна составить 10 млрд долларов, протяженность трубы – 5 тысяч километров.

О меморандуме, хотя он пока и является лишь декларацией о намерениях, уже успели позитивно отозваться иранские лоббисты, убеждающие публику в стремлении Европы побыстрее заместить российский газ «голубым топливом» из ИРИ. С чисто технологической точки зрения строительство газопровода из Ирана в Европу вполне возможно, как и с точки зрения экономики. Иранские запасы газа – при условии соответствующих вложений в добычу со стороны иностранных инвесторов – вполне могут позволить исламскому государству стать одним из ведущих поставщиков топлива в ЕС, потеснив всех иных конкурентов, включая и «Газпром». Собственно, именно на иранский газ поначалу и был ориентирован многострадальный проект Nabucco.

Но на практике подобный сценарий маловероятен – из-за фактора политических рисков. Несмотря на убыстряющиеся темпы исламизации Европы, решиться на замену «ненадежной России» на якобы «надежный» Иран европейские политики все еще не готовы. Лозунги о необходимость «стирать с политической карты» соседние страны пока не вызывают особого понимания в европейских столицах, что будет тормозить прикладные переговоры о масштабных поставках газа. Также никуда не исчезает фактор США – в условиях жесткой конфронтации Вашингтона с Тегераном строить трубопроводы из Ирана в Европу было бы рискованным шагом. Тем более если «миротворца Обаму» на следующих выборах сменит в Белом доме кандидат-республиканец, разделяющий более традиционные для американского истеблишмента взгляды на ближневосточную политику.

Инвестиции могут быть потеряны и из-за возможных боевых действий Ирана и Израиля. «Режим аятолл» в течение ближайших лет вплотную подойдет к созданию атомной бомбы, что вполне может вызвать превентивный (по версии Израиля) удар со стороны еврейского государства. Результатом может стать региональная конвенциональная или ядерная война.

Не стоит забывать и о недовольстве иранской экспансией в арабском мире. Саудовская Аравия в лице принца Турки аль-Фейсала уже прямым текстом заявляет о намерении создать собственное ядерное оружие в том случае, если бомба появится у Ирана. Соответственно, уже в течение ближайшего десятилетия не исключена масштабная саудовско-иранская война, подкрепляемая общим суннитско-шиитским противостоянием. Напомним, Тегеран в последнее время обещает отправить в Бахрейн корабли с грузом в помощь местным шиитам, рассматривая действия вооруженных сил саудовцев в этой стране как подавление своих восставших единоверцев. Косвенное столкновение Саудовской Аравии и Ирана (так называемая «война по доверенности» - proxy war) уже идет в Сирии, являясь одним из детонаторов развивающихся в этой стране гражданских беспорядков.

Анализируя риски газового транзита в регионе, нельзя пройти мимо еще одного значимого момента – вероятности возобновления в Ираке полномасштабной гражданской войны между шиитами, суннитами и курдами после окончательного ухода из страны американских военных. Представления различных этнически-религиозных иракских групп о принадлежности того или иного месторождения или трубопровода конкретному владельцу могут оказаться малосочетаемыми друг с другом.

Учитывая все упомянутые факторы, стремление заменить российский газ на иранский было бы, мягко говоря, рискованным решением для европейских потребителей.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики