Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть соседа: какие преграды стоят на пути реверсного запуска трубопровода Тихорецк-Баку

Нефть соседа: какие преграды стоят на пути реверсного запуска трубопровода Тихорецк-Баку

Хотя этот проект выгоден как Баку, так и Москве, есть вопросы, которые сторонам необходимо решить, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков.
 
Вопрос реверсного запуска трубопровода Тихорецк-Баку для поставок российской нефти в Азербайджан вновь стал активно обсуждаться после встречи вице-премьера РФ Александра Новака с азербайджанским министром энергетики Парвизом Шахбазовым в середине прошлого месяца. Тогда стороны высказали мнение, что поставленные по нефтепроводу Тихорецк-Баку объемы российской нефти могут быть переработаны на территории Азербайджана.
 
На днях Новак встретился по данному вопросу и с министром экономики АР Микаилом Джаббаровым. Однако, как считают эксперты, говорить о реализации проекта еще рано, так как остаются открытыми некоторые вопросы.

Азербайджан сэкономит свою нефть

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности России Игоря Юшкова, проект поставок российской нефти в Азербайджан по нефтепроводу Тихорецк-Баку крайне выгоден азербайджанской стороне.
 
Так, благодаря ему Азербайджан сможет покупать российскую нефть со скидной почти в 10-12 долларов за баррель.
 
"На пике скидок российская нефть продавалась с дисконтом до 35 долларов за баррель, а сейчас скидка на уровне 10-12 долларов за баррель. Но все равно выгодно купить российскую нефть подешевле, переработать на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), часть нефтепродуктов оставить на внутреннем рынке, а излишки продавать по мировым ценам", - сказал Юшков в интервью Sputnik Азербайджан.
 
 
Таким образом, благодаря поставкам из России Азербайджан сможет высвобождать объемы своей нефти, которая сейчас перерабатывается на Бакинском НПЗ, и продавать по более высокой цене на мировом рынке.
 
При этом, считает эксперт, есть ряд проблем по реализации данного проекта. С одной стороны, кажется логичным продавать российскую нефть соседней стране, используя имеющуюся инфраструктуру, а не переплачивать за перевозку танкерами, например, в Индию.
 
Но, с другой стороны, сейчас нефтепровод Баку-Тихорецк принимает еще и нефть из Казахстана в Махачкале.
 
"Поэтому нужно еще думать, что делать с нефтью из Казахстана. Возможно, придется вообще не принимать ее, потому что Азербайджан не хочет брать казахстанскую нефть, так как она довольно тяжелая и сернистая, а Бакинскому НПЗ нужен российский сорт Urals. Он не настроен на казахстанскую тяжелую нефть. Куда ее деть - не совсем понятно, по данному нефтепроводу в год проходит около 3 млн тонн казахстанской нефти", - отметил Юшков.

Турция - третий игрок

Эксперт считает, что Россия была бы заинтересована в проекте Тихорецк-Баку, если он станет частью большего нефтепровода - до Ирана с выходом к Персидскому заливу.
 
"Тогда РФ рассматривала бы этот проект не только как возможность продать нефть для Бакинского НПЗ, но и как развитие коридора в обход черноморских проливов и сокращение маршрута. В таком случае российская нефть сразу попадала бы к берегам Индии - крупнейшего ее покупателя", - отметил Юшков.
 
По его словам, в таком случае он был бы экономически более выгодным для РФ маршрутом, учитывая, что постоянно повышается ставка транзита через Суэцкий канал. Но здесь возникает третий игрок в лице Анкары, которая не заинтересована в том, чтобы Россия построила такой нефтепровод, потому что Турция сооружает стамбульский канал.
 
"Турция не может взимать деньги за проход через проливы, а через канал может - в соответствии с международным морским правом. Поэтому получается, что два проекта – нефтепровод через Азербайджан и Иран и канал Стамбул – конкурируют", - добавил эксперт.
 
Он считает, что в этом плане Турция лоббировала бы отказ от нефтепровода для транзита российской нефти через Азербайджан.
 
Авторы: Айгюль Тагиева, Орхан Халилов
 
Источник: Sputnik Азербайджан, 03.11.2023 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики