|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нефтяным котам» решили оставить сверхприбыль, чтобы усмирить цены на заправках «Нефтяным котам» решили оставить сверхприбыль, чтобы усмирить цены на заправкахМинфин посоветовал не повышать налоги для нефтегазовой отрасли — возможно, к лучшему, иначе платить пришлось бы россиянам Минфин не поддержал идею обложить дополнительным налогом сверхприбыль нефтегазовых компаний. Ранее с такой инициативой выступила группа депутатов Госдумы. Но в финансовом ведомстве посчитали, что нефтяники и газовики и так достаточно платят в бюджет — налоги для этого бизнеса и так уже повышали в 2021—2023 годах. Например, были изъяты сверхдоходы через корректировку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), также работал механизм демпфера. В ведомстве назвали еще один момент не в пользу сборов с нефтегазовой отрасли. Компании могут успеть заплатить налог до 30 ноября 2023 года, что позволит уменьшить величину сбора. Если же нефтянку обяжут заплатить за сверхдоходы позже, она окажется в неравных условиях с другими отраслями. Но авторов инициативы, в частности, лидера партии «Справедливая Россия — За правду» Сергея Миронова, аргументы Минфина не убедили. По его мнению, стране нужны дополнительные доходы на нужды СВО и выполнение социальных обязательств, и нефтяники с газовиками вполне могли бы поделиться своими заработками, которых у них было предостаточно. По мнению авторов законопроекта, сборы с нефтегазовой сферы смогут наполнить бюджет еще на 200 млрд рублей. Если же нефтяники с газовиками действительно платят так много налогов, то на них закон о выплате со сверхприбылей и так не должен распространяться, без всяких исключений. Напомним, что налоге на сверхприбыль — это разовый сбор, который должны уплатить организации, чья средняя доналоговая величина прибыли за 2021 год и 2022 год превысила 1 млрд руб. Они должны будут не позднее 28 января 2024 года заплатить 10% от суммы превышения прибыли над показателем за 2018−2019 годы. То есть если нефтегазовые компании не стали получать больше, то и сбор они платить не должны. Несмотря на то, что логика авторов законопроекта вполне понятна — «жирные нефтегазовые коты вполне могут и поделиться» — опрошенные «СП» экономисты с ними не согласны и считают, что увеличение налоговой нагрузки на отрасль, в конечном итоге, только ляжет на плечи все тех же потребителей, то есть нас с вами. — Нефтяная отрасль и так обложена налогами до предела, — говорит кандидат экономических наук Андрей Бунич. — Не знаю, что еще можно вынуть из нефтяной отрасли, это самый большой плательщик налогов в стране. Что касается газа, там все далеко не так радужно, у них убытки. В других отраслях действительно можно было бы корректировать налоговую базу, но не так, как это сделается сейчас. У нас был выдуман некий разовый налог на сверхприбыль, причем его предложили сами предприниматели, чтобы налоговая система в целом не менялась. Он принесет совсем небольшую сумму, да еще и неизвестно, принесет ли, зато наделает много шума. Все это носит не системный характер. «СП»: Значит, дополнительные налоги с нефтегазовой сферы действительно брать не надо? — Из нефтегазового сектора уже выжали все, что можно. Теперь нужно ввести разумную систему налогообложения в отношении других отраслей, которая, кстати, может напоминать нефтегазовую. Металл, удобрения, химия — это тоже экспортные секторы. Чем они принципиально отличаются от продажи нефти и газа? Значит, и налоги тоже должны зависеть и от конъюнктуры, и от курса рубля. Нужна унифицированная и стабильная налоговая система, которую не нужно каждый раз пересматривать в ручном режиме. Но правительство от этого уклоняется, возможно, под влиянием лоббистов. Оно готово принимать половинчатые решения, чтобы увести разговор от полноценной налоговой реформы. А она нам необходима в связи с изменением роли России на мировом рынке и изменениями в глобальной экономике вообще. Никакой свободной торговли в мире сегодня больше нет. Ненормально, что в условиях санкций и ручного управления экономиками у нас вся система налогообложения привязана к внешнеэкономической деятельности. «СП»: Но ведь зарабатывают нефтяные компании тоже немало, может, стоит еще поделиться? — Но необязательно налогами. Мы же хотим, чтобы энергетические цены внутри России были ниже, чем на внешних рынках? Раньше нам этого делать не давали, потому что есть ВТО и так далее. Сейчас ссылаться на это смешно. Мы вполне можем проводить курс на низкие энергетические издержки внутри страны, это даст преимущество большому количеству отраслей. Но понятно, что при таком раскладе вы не можете выбивать из нефтегазового сектора все больше и больше. Это все-таки экспортные отрасли, но экспорт ограничен, да и цены устанавливаются не нами. Мы попадаем в тупик. Допустим, мы будем пытаться взять все больше налогов с нефтегазового сектора. Но как они могут платить больше налогов, если у них экспортная прибыль ограничена? Значит, они повысят цены на газ, нефть и бензин здесь, внутри страны, что негативно скажется на остальных отраслях. Нужно оставить уже в покое нефтегазовый сектор. Вместо повышения налогов он должен обеспечивать низкие цены на внутреннем рынке. Это простимулирует другие отрасли, которые впоследствии компенсируют властям налоги, которые они недополучили. Это элементарная математика. Вот к чему нужно идти, а не просто к волюнтаристскому повышению налогов. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков напоминает, что правительство и президент договорились с нефтяными компаниями не повышать налоги во время недавних переговоров по топливному кризису, и налог на сверхприбыль будет нарушением этих договоренностей. — Для нефтегазовых предприятий действительно вводили дополнительные сборы в последние годы. Например, для «Газпрома» отдельно устанавливали налог на добычу полезных ископаемых, он платил его даже задним числом (Госдума принимала закон о введении дополнительного ежемесячного изъятия у «Газпрома» через НДПИ в размере 416 млрд рублей с 1 сентября по 30 ноября 2022, — прим. ред.) По сути, это и был налог на сверхприбыль, хотя суммарная прибыль «Газпрома» значительно уменьшилась. Нефтяникам также уменьшали льготы и повышали налоги. Но что самое важное, сейчас, когда разрешали топливный кризис, между нефтяными компаниями, правительством и президентом была достигнута договоренность. Она заключается в том, что нефтяникам вернут выплаты по демпферу, которые с сентября сократили в два раза. Это, кстати, во многом и привело к тому, что цены на бензин пошли вверх — нефтяники пытались добрать выпадающую прибыль за счет потребителей. Минфин же пообещал, что не будет вводить дополнительные сборы с отрасли, чтобы не забирать сразу то, что сам вернул. Получается, что депутаты подставляют правительство, потому что налог на сверхприбыль приведет к нарушению этой негласной договоренности с нефтяными компаниями. «СП»: Так ли страшно будет, если налоги для нефтяных компаний увеличат, все же их прибыли исчисляются сотнями миллиардов? — Нефтяная отрасль и так сильно обложена налогами, если их увеличить, у компаний не останется средств на инвестиционные программы, разработку новых месторождений и поддержание старых. Это приведет к снижению добычи и, в конечном итоге, денег в бюджет будет поступать меньше. Так что это рискованная история. Но депутаты больше заботятся набором политических очков. Очень популярно обвинять нефтяные компании в том, что они «толстые коты» и нужно собрать с них побольше. Другие отрасли так в общественном сознании не воспринимаются, хотя у кого-то, может, налоговая нагрузка намного меньше. Кроме того, люди раздражены тем, что топливо подорожало, поэтому хотят стрясти с них побольше. Но эффект от повышения налогов может быть совсем не таким, как хотят потребители. Например, сейчас увеличивают тарифы на газ для компаний и населения. Но вместе с тем увеличивают и НДПИ для газовых компаний. В правительстве прямо сказали, что около 90% средств от повышения тарифов они заберут в виде повышения налогов. В итоге получается, что это дополнительный сбор именно с потребителей. Автор: Анна Седова Источник: Свободная пресса, 05.11.2023 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузкиПравительство-2024: новая конфигурация регуляторовЛитий – новое эльдорадо энергетики?Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегазГосударственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 годаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |