Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему США хотят остановить российский проект "Арктик СПГ 2"

Почему США хотят остановить российский проект "Арктик СПГ 2"

Цель США не допустить работы российского завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) "Арктик СПГ 2". Об этом заявил помощник госсекретаря США по энергетическим вопросам Джеффри Пайетт.

Против проекта уже введены санкции, но сам завод находится в стадии запуска. По плану первая линия должна заработать до конца этого года, вторая в 2024 году, а третья - в 2026 году. Причем строительство третьей линии уже началось.

У США есть серьезная экономическая заинтересованность в создании препятствий для "Арктик СПГ 2". Дело в том, что российские арктические СПГ проекты весьма успешно конкурируют с американским СПГ в Европе. Из 32 млн тонн СПГ, произведенного в России в 2022 году, более 14 млн тонн было отправлено в страны Старого Света. Причем основными его покупателями стали Франция, Испания, Бельгия и Нидерланды.

Страны, которые едва ли можно заподозрить в пророссийских настроениях, а кроме того, это основные покупатели американского СПГ. В этом году производство СПГ в России немного снизится, а вот экспорт в Европу останется на том же уровне или даже возрастет.

"Арктик СПГ 2" строится на Гыданском полуострове. Проектная мощность завода - 19,8 млн тонн в год. Всего будет три линии производства, каждая по 6,6 млн тонн. То есть с вводом завода в эксплуатацию выпуск СПГ в России вырастет приблизительно до 50 млн тонн, из которых более половины могут направляться в Европу.

До 2023 года в США считали, что обезопасили себя от новых российских СПГ проектов запретом на передачу нашим компаниям оборудования для крупнотоннажных предприятий по сжижению газа. Но строительство "Арктик СПГ 2" продолжалось, а уже в этом году "Новатэк" запатентовал две крупнотоннажных технологии производства СПГ. "Арктический каскад модифицированный" - мощностью 3 млн тонн и "Арктический микс", мощностью до 7 млн тонн СПГ в год.

В результате, США стали вводить санкции непосредственно против этого проекта, хотя при ближайшем рассмотрении они противоречат официальным целям санкционного давления. Арктические СПГ проекты освобождены от уплаты многих налогов или фискальная нагрузка на них снижена, поэтому в сравнении с нефтяной отраслью, их влияние на доходы бюджета России незначительно. А цель инициаторов санкций - снизить поступление средств в казну нашей страны из нефтегазовой отрасли.

Но если санкции уже едва ли остановят проект, то это не означает, что они не создадут сложности для его работы. Оператором проекта и владельцем всех активов является "Арктик СПГ 2", именно эта компания попала в санкционный список США. Это совместное предприятие "Новатэк" (60%), французского концерна TotalEnergies (10%), китайских корпораций CNPC (10%) и CNOOC (10%) и консорциума японских компаний JAPAN ARCTIC LNG (10%).

Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, сложности могут возникнуть с получением достаточного числа газовозов для проекта и, возможно, со сбытом СПГ. Французская TotalEnergies уже давно отразила в отчетности списания, связанные с проектом "Арктик СПГ 2", а сейчас, вероятно, попробует и выйти из него.

Японские компании ранее смогли получить исключение из санкций для импорта нефти с Сахалина, и мы не исключаем, что в случае "Арктик СПГ 2" Япония также сможет получить специальное разрешение. При этом в целом попадание в санкционный список, может привести к появлению скидок на СПГ с "Арктик СПГ 2", как это уже ранее случилось с российской нефтью.

По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, акционеры проекта прекрасно понимали риски такого развития событий и имели время подготовиться к реализации проекта в условиях американских санкций. Если на аналогичные санкции не пойдет правительство Японии и Еврокомиссия, критического воздействия на проект ограничения США не окажут. Модель проекта не предполагает самостоятельный экспорт с проекта, СПГ продается акционерам, которые затем сами его реализуют на рынке, отмечает Гривач.

Схожая точка зрения доцента Финансового университета при Правительстве РФ, эксперта аналитического центра ИнфоТЭК Валерия Андрианова. Реализации проекта санкции помешать не смогут, но они способны затруднить торговлю СПГ с проекта на европейском рынке, считает он.

Подобные санкции рассчитаны на европейскую аудиторию, с целью заставить Европу свести к нулю потребление российского СПГ и переключиться на американскую продукцию. А вот на других рынках применить на практике эти санкции будет затруднительно, поясняет эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 09.11.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики