Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бей своих. США обнаружили слабое звено российского СПГ

Бей своих. США обнаружили слабое звено российского СПГ

Добавление "Арктик СПГ-2" в очередной список санкций вызвало немало вопросов — почему о нем вспомнили только сейчас, зачем это США и, главное — что будет с проектом. Найти ответы на них попытался "Прайм".

Для начала немного информации. "Арктик СПГ — 2" строится на Гыданском полуострове. Основной акционер — "Новатэк", участвуют французская Total, китайские и японские компании. Проектная мощность — 19,8 миллиона тонн в год, по факту легко может работать с превышением. То есть, с вводом завода в эксплуатацию выпуск СПГ в России вырастет приблизительно до 50 миллионов тонн, из которых более половины могут направляться в Европу.

С последним обстоятельством, вероятно, как раз и связана неожиданная активность США. Начав экспортировать свой СПГ в 2016 году, они планомерно давят на российских конкурентов. Еще в 2015 году были введены санкции против Южно-Киринского месторождения, затем под раздачу попали "Новатэк", оборудование для "Ямал СПГ", "Арктическая перевалка" и, наконец, "Арктик СПГ — 2".

Почему именно сейчас? "Очевидно, санкции приурочены к запуску первой очереди проекта, намеченному на зиму-начало весны 2024 года", — считает директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

До этого США предполагали, что ограничений со стороны Европы и зарубежных компаний достаточно, чтобы затормозить строительство, но ошиблись. Поэтому был выбран путь прямого давления, считает он.

Не задушишь, не убьешь

У американцев, конечно, своя версия. Помощник госсекретаря США Джеффри Пайетт громко заявили, что их цель — "задушить этот проект", чтобы сократить доходы России от поставок нефти и газа. По его словам, дальнейшее "закручивание гаек" либо остановит реализацию проекта, либо сделает его нерентабельным.

Эксперты уверены, что в случае с "Арктик СПГ — 2" технических проблем из-за санкций скорее всего не последует. Все уже убедились, что "Новатэк" может с этим разобраться. Первая очередь в значительной степени готова, а для второй вместо санкционных газовых турбин будет задействован электропривод.

На самом деле США вряд ли всерьез верят, что смогут "похоронить" Арктик СПГ-2. Скорее это сигнал акционерам, которые, кстати, в большинстве своем являются друзьями США.

"Но зарубежные акционеры — Total и японский консорциум — вряд ли выйдут из проекта, поскольку, во-первых, на это не согласятся российские власти, а во-вторых, такой демарш грозит им многомиллиардными штрафами", — считает Белогорьев.

"Простой пример — национализованное Германией бывшее подразделение "Газпрома" SEFE GmbH продолжает покупать газ с "Ямал СПГ", ведь в противном случае, нарушение условий контракта обойдется немецким налогоплательщикам в 10 миллиардов евро", — указал эксперт. Вероятно, в случае с "Арктик СПГ-2" условия схожие.

По мнению ведущего аналитика ФНЭБ Игоря Юшкова, в наиболее сложном положении может оказаться Total. Компания имела долю в большинстве российских СПГ-проектов, оказавшихся под санкциями. Для них это серьезный удар. "Доля японцев невелика, и они, скорее всего, захотят исключений и их получат, как в случае с "Сахалин-2". А китайцы вряд ли уйдут до тех пор, пока им это выгодно", — рассуждает он.

США, с одной стороны, давали обещания о координации своих действий с союзниками и взаимодействовать с компаниями и другими заинтересованными сторонами при введении санкций. С другой стороны, администрация США заявляет о своей решительности ограничить будущее производство и доходы России от энергетики, а также вводить санкции против участников, помогающих обходить введенные ограничительные меры, рассуждает Игорь Маскаев, ведущий эксперт Центра мониторинга эффективности тарифной политики Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.

Он напомнил, что в настоящее время Франция и Япония оценивают потенциальные негативные эффекты и планируют выработать предложения с тем, чтобы не подрывать стабильные поставки энергетических ресурсов на мировой рынок.

С потенциальными покупателями объемов "Арктик СПГ — 2" больше вопросов. Главный — не испугаются ли они долгосрочных контрактов, которые являются необходимым условием для реализации таких проектов. Конечно, на примере "Ямал СПГ" уже очевидно, что механизм, при котором экспортом занимается не оператор, а акционеры, вполне жизнеспособный.

Но весьма вероятно, что в итоге будет больше спотовых продаж, и газ действительно придется продавать со скидкой, что как минимум снизит маржинальность.

Самое интересное, что бюджет России от этого никак не пострадает — проект реализуется исключительно на деньги частных компаний. Единственное, что сделало государство — предоставило всем СПГ-проектам масштабные льготы — большая часть налогов обнулены или снижены. Предполагается, что основные доходы от реализации начнут поступать спустя как минимум 10 лет после запуска. Поэтому санкции коснутся преимущественно корпоративного сектора.

"Возможно, в США таким образом пытаются внести раскол в российские экономические и политические элиты — дескать, одна из значимых компаний российского ТЭК несет убытки из-за курса государства", — рассуждает Юшков. Однако до сих пор подобная тактика не имела успеха.

Слишком много газа

Более вероятная причина — ожидающийся после 2026 года кризис перепроизводства СПГ в мире. Если все заявленные новые мощности заработают, то покупать газ будет просто некому. На рынке появится дополнительно 200-400 миллионов тонн в год, что сопоставимо с ныне существующим спросом.
Очевидно, что все проекты реализованы не будут. И сейчас решается, кто выдержит конкуренцию, а кто будет вынужден закрыться из-за нерентабельности. В этой ситуации США совершенно нерыночными методами стремятся застолбить для своих производителей европейский рынок. Ведь именно на него приходится 70% их экспорта сжиженного газа. Объем "Арктик СПГ — 2" — а это почти половина одного из "Северных потоков" — вполне мог быть востребован в Европе из-за удобной и дешевой логистики. Именно туда идет 80% поставок с "Ямал СПГ".

По мнению экспертов, под давлением США и на фоне снижения потребления в перспективе 2026-2030 года европейские страны могут отказаться от покупки российского СПГ. Это осложнит запуск других российских заводов, которые находятся в более ранней стадии готовности. В свою очередь, для ЕС и Японии выпадающие объемы нарушают стабильность энергопоставок на их рынки в краткосрочной и среднесрочной перспективе, отметил Маскаев.

Конечно, у России остается обширный азиатский рынок сбыта. Теоретически "Арктик СПГ-2" и другие проекты могут поставлять газ как на Запад, так и на Восток. Азиатским рынкам он весьма интересен, прежде всего, в рамках своповых поставок. Но возникает вопрос логистики — нужны газовозы, в том числе, ледового класса. В настоящее время число танкеров в мире ограничено. "Арктик СПГ — 2" зафрахтовал 21 танкеров — на верфи "Звезда" в Приморском крае и в Южной Корее. Однако точный статус судов до сих пор неясен, как и сроки завершения строительства.

Автор: Роман Серов

Источник: ПРАЙМ, 13.11.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики