Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Болгария захотела заработать на российском газе, нагревая соседей

Болгария захотела заработать на российском газе, нагревая соседей

Будапешт и Белград не хотят платить за транзит «голубого топлива» по новым ценам Софии

Болгария ввела дополнительный сбор за транзит российского газа в страны Евросоюза. Поставки нашего сырья по ее территории за последний год упали до минимума: в нынешних сложных геополитических условиях из европейцев лишь Сербия и Венгрия не отказались закупать «голубое топливо» в нашей стране. София напрямую не импортирует российский газ, но нажиться на соседях это не мешает: за счет новых транспортных тарифов Болгария сможет увеличить поступления в бюджет от транзитных операций почти на $1 млрд в год.

Парламент Болгарии ввел дополнительный сбор на транзит российского газа по своей территории — фискальные взимания со следующего года должны увеличиться чуть ли не вдвое и составят примерно $100 за тысячу кубометров. Теоретически ответственными за уплату станут импортеры и газотранспортные фирмы, которые организуют импорт. Фактически же с новыми налоговыми обязательствами придется разбираться «Газпрому», который старается сохранить оставшихся европейских клиентов, согласных приобретать «голубое топливо» по этому маршруту.

«Это не налог, а грабительский побор, противоречащий нормам Европейского Союза, членом которого является Болгария. По сути, это дискриминационная, ростовщическая мера, ставящая под угрозу газоснабжение стран Старого Света в ближайший зимний период», — уверен заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Газ из России поступает через Болгарию по сухопутному продолжению газопровода «Турецкий поток» и по внутренней газотранспортной системе государства. Сама София не закупает российские углеводороды, а лишь получает комиссию за счет отправления сырья в Венгрию и Сербию. Поставки российского газа в эти страны составляют около 6-7 млрд кубометров в год. При новом «налоге» транзит углеводородов принесет болгарам около $900 млн беспечной прибыли. Нажиться на соседях по ЕС, судя по всему, в нынешних обстоятельствах для болгар не составляет проблем.

- Есть мнение, что Болгария затеяла игру с транзитными газовыми тарифами не столь для наполнения собственного бюджета, а в более масштабных целях. Для чего София ставит палки в колеса оставшихся трубопроводных поставок российского газа в Европу?

- Повторю, это не налог, а специальный дискриминационный сбор только для российского газа, идущего транзитом. Его введение противоречит правилам ЕС и контрактам на транзит, которые были подписаны между «Газпромом» и «Булгартрансгазом». В то же время непонятен сам механизм взимания такой фискальной нагрузки. Транзит оплачивается в соответствии с контрактом, который такой сбор не предусматривает. Болгария половину газа получает из Азербайджана через TAP (Трансадриатический газопровод, снабжающий прикаспийским и ближневосточным «голубым топливом» страны Западной Европы) и IGB (газопровод, связующий национальные системы транспортировки Греции и Болгарии). А вторая половина — это российский газ, который София получает через разменные операции с Турцией, Грецией и, возможно, Венгрией. По деловым бумагам, Болгария уже полтора года напрямую не исполняет контракт по закупкам российского газа. На деле все обстоит несколько иначе: например в октябре более 90% из 1,7 млрд кубометров «голубого топлива», поступивших в болгарскую газотранспортную систему, было российского происхождения. Это сырье продали болгарам европейские контрагенты, у которых образовался излишек сырья.

- Если София хотела нанести финансовый урон России, то почему в итоге пострадают Венгрия и Сербия, которые являются членами ЕС?

- Цена соглашения на поставку энергоресурсов зависит от условий каждого конкретного контракта. Если стоимостные индикаторы привязаны к конкретному хабу, где сырье перегружается с одного танкера на другой, то стоимость энергоресурсов будет примерно одинаковой - как по трубопроводным углеводородам из России, так и по сжиженному топливу от иных конкурентных производителей. Если в контракте используется нефтяная привязка или какие-то другие дисконты, то сейчас стоимость энергоресурсов из нашей страны окажется ниже, так как в настоящее время котировки газовых хабов примерно в 1,5-2 раза выше обычного уровня.

- Какие выходы существуют у «Газпрома»? Может предложить Софии более выгодную цену на углеводороды? Согласятся ли на такую сделку болгары или это дело принципа — насолить энергетическому экспорту России?

- У болгарской стороны есть два варианта: идти в суд и доказывать законность дополнительного сбора или прекратить транзит. Судя по всему, именно для реализации такой идеи данная инициатива и была введена — чтобы шантажировать Россию и своих соседей по ЕС угрозой прекращения транзита. Готова ли София и те, кто ей эту инициативу навязал, идти по выстроенному пути до конца - покажет время. Если выбранные для реализации такой задачи государства смогут справиться со своей провокационной целью, то уже этой зимой возможен острый искусственный газовый кризис в странах юго-восточной Европы, который неизбежно затронет газовый рынок континента в целом. Впрочем, существует и мирный исход: чтобы не накалять атмосферу европейцы «ударят по рукам» и приберегут подобный рычаг давления на Россию на будущее».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 17.11.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики