Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Псевдоскидка для псевдосоюзника

Псевдоскидка для псевдосоюзника

Белоруссии обещана скидка на российский газ. Она обусловлена не столько политической конъюнктурой, сколько экономическими реалиями и вовсе не сделает российское сырье для этой страны дешевым

Ведущие российские политики сделали громкие заявления об изменении формата энергетических отношений с Республикой Беларусь. 15 августа по итогам встречи глав правительств российский премьер-министр Владимир Путин заявил, что обе страны должны выйти на условия равной конкуренции хозяйствующих субъектов. «Энергетика здесь играет не последнюю роль, — сообщил премьер. — В России принято решение с 2012 года ввести в газовой формуле ценообразования для Белоруссии интеграционный понижающий коэффициент». Об особых отношениях с соседом и необходимости преференций заявил и президент Дмитрий Медведев. Он напомнил, что оба государства интегрируются в рамках Таможенного союза и Белоруссия, кроме того, согласилась на продажу «Газпрому» своей газотранспортной инфраструктуры, это создало «особые условия» для работы россиян в соседнем государстве. По словам белорусского премьера Михаила Мясниковича, в ближайшие месяцы две страны договорятся о новых условиях поставок и газа, и нефти на 2012 год. Вместе с другими своими соотечественниками он уже успел поблагодарить российскую сторону за подарок.

На первый взгляд мы принимаем на себя очередное финансовое бремя по поддержке политического союзника, которое тянет не на один миллиард долларов. Но так ли это?

Важная предыстория вопроса

Несмотря на увеличение цены, Белоруссия потребляет газ в возрастающих количествах (см. график 1). Почти все потребности закрываются российским импортом, который в прошлом году достиг рекордного объема — 19,5 млрд кубометров (10% экспортируемого «Газпромом» газа, это четвертый по размеру импорта клиент после Украины, Германии и Турции). Местная экономика по большому счету моногазовая: в 2010 году лишь один этот вид топлива закрывал 72% энергобаланса. Очень высокий показатель по мировым меркам, даже в России энергетика более диверсифицирована — на газ приходится 42% первичного энергопотребления. Дома в Белоруссии отапливаются преимущественно газом. Крупные потребители этого ископаемого — ряд ключевых предприятий, обеспечивающих приток экспортной выручки: завод азотных удобрений в Гродно, цементные активы, химкомбинаты и т. п. Естественно, цена на продукцию, поставляемую «Газпромом», сильно влияет на конкурентоспособность местной экономики и состояние белорусского бюджета, будучи предметом жизненного интереса местных политиков.

Республика Беларусь, благодаря особым отношениям и относительной политической лояльности, дольше других восточноевропейских государств получала газ по особой цене (см. график 2). Еще в 2006 году стоимость российского энергоносителя здесь составляла всего лишь 47 долларов — столько же, сколько и в более близких к местам газодобычи регионах России, и в четыре-пять раз дешевле, чем в странах Евросоюза.

Ежегодные потери России от подобного дисконта насчитывали порядка двух миллиардов долларов и плохо соотносились с мелкими бонусами, которые мы получали от соседа, вроде заниженной цены транзита российского газа в Европу и невысокой стоимости аренды российских военных баз. На фоне кампании по увеличению отпускных цен на газ для других стран СНГ и внутренних потребителей осенью 2006 года было принято принципиальное решение отказаться от прежней фиксированной цены и привязать стоимость газа в соседней республике к европейскому уровню. Соседи, естественно, такую перспективу восприняли в штыки, но по большому счету крыть российскую карту белорусским политикам было нечем. В то время как Россия могла легко заместить «благородный» белорусский экспорт (машины, оборудование, текстиль, сельхозпродукция) в ходе торговой войны, найти замену ликвидным и сравнительно дешевым российским энергоносителям белорусы не могли. Поэтому в конечном итоге белорусская сторона была вынуждена уступить. Почти под бой курантов, за две минуты до нового 2007 года, под угрозой полного закрытия газового транзита и поставок белорусская сторона согласовала подготовленный россиянами контракт на 2007–2011 годы, привязанный к стоимости газа в соседней Польше (сейчас эта страна, кстати, потребляет меньше нашего топлива, чем Белоруссия). Естественно, за вычетом дополнительных транспортных расходов и 30-процентной экспортной пошлины, которая при поставках в союзную республику не взимается. Правда, россияне согласились смягчить удар, предоставив временные скидки. «Контрактом были предусмотрены понижающие (по отношению к ценам поставок в Западную Европу. — “Эксперт”) коэффициенты на 2008–2010 годы: 0,67, 0,8 и 0,9 соответственно, — пояснили нам в управлении информации “Газпрома”. — При этом в 2009 году, в условиях мирового финансово-экономического кризиса, “Газпром” согласился уменьшить понижающий коэффициент с 0,8 до 0,7. С 2011 года газ Белоруссии поставляется без скидок». Представление скидок было увязано с вопросом продажи 50% акций «Белтрансгаза» — изначально государственной компании, контролирующей газотранспортную инфраструктуру и занимающуюся дистрибуцией этого вида топлива на территории республики.

Договоренности эти в последующем не единожды торпедировались белорусской стороной. Летом 2010 года произошел очередной конфликт из-за того, что соседи стали оплачивать газ не по возросшей договорной цене, а по более низким расценкам 2009 года.

Подход к ценообразованию при экспорте углеводородов стал главной причиной разногласия двух стран по вопросу вхождения Белоруссии в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Как правило, такого рода союзы предполагают полное отсутствие таможенных пошлин и ограничений между странами. Однако россияне настояли на сохранении исключения в виде спеццен на углеводороды. Это сильно не понравилось белорусскому президенту Александру Лукашенко, который сделал целую серию резких высказываний и пригрозил отказом от участия в союзе. Из-за возникших разногласий Владимир Путин даже был вынужден заявить, что объединение начнет действовать без участия Белоруссии. Только после этого белорусы пошли на попятную (по мнению большинства экспертов, от участия в союзе Республика Беларусь выигрывает заметно больше России).

Почему же наши политики теперь сами заговорили об уступках и каков, собственно, может быть их масштаб?

По форме — политика, по содержанию — экономика

Некоторые отечественные аналитики и едва ли не все ведущие деловые издания рассматривают нынешний «подарок» Белоруссии почти исключительно не в свете российско-белорусских, а в свете российско-украинских энергетических отношений. Дескать, главная цель России — показать более строптивому соседу правильную модель интеграции и ее возможные бонусы.

Действительно, в последние годы Россия выступала в энергетической сфере с целой серией инициатив, адресованных украинской стороне. Одна из них — возможность участия «Газпрома» или даже контроль над газотранспортной инфраструктурой соседнего государства (находится под контролем госкомпании «Нафтогаз Украины»). Эта идея была озвучена еще в 1990-е годы, однако каждое украинское правительство ее неизменно отвергало. И пусть местные газопроводы нуждаются в модернизации и серьезных инвестициях, контроль над ними рассматривается как часть национального суверенитета, а его утрата — как электоральное самоубийство.

В последние несколько месяцев украинские политики пошли на обострение отношений в газовой сфере, потребовав пересмотра российско-украинских газовых соглашений, заключенных в начале 2009 года. Подписание того договора проходило при непосредственном участии экс-премьера этой страны Юлии Тимошенко, которая теперь обвиняется в государственной измене и превышении должностных полномочий. Нынешние украинские власти, да и независимые специалисты, отмечают крайне высокую базовую цену газа, заложенную в действующий договор. Действительно, цена на газ для этого государства сейчас весьма близка к стоимости в Восточной Европе (см. таблицу). И это несмотря на то, что весной 2010 года по известным Харьковским соглашениям украинская сторона получила 30-процентную скидку к расчетной стоимости газа — в обмен на комфортные условия продления сроков существования базы российского флота в Крыму. Дальнейшее снижение цены российская сторона увязывает с участием Украины в интеграционных проектах, а также общеэкономических вроде присоединения к Таможенному союзу. Украинскую сторону, которая уже давно ведет переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС, подобные «размены» не устраивают. Из Киева уже звучат заявления о возможном одностороннем аннулировании газового договора и международных судебных разбирательствах.

Заявление о предоставлении газовой скидки Белоруссии было сделано сразу же после встречи в Сочи украинского министра энергетики Юрия Бойко с президентом Дмитрием Медведевым и главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Встреча закончилась ничем, лишь зафиксировав растущие противоречия между двумя государствами. В то время как первые лица нашей страны ограничились намеками, г-н Миллер по результатам переговоров позволил прямым текстом обозначить российскую позицию, заявив, что газовое сотрудничество с Украиной могло бы строиться по той же «интеграционной» модели, что и с Белоруссией. «Назревающий конфликт по вопросу ценообразования и неуступчивость Украины — одна из причин, из-за которой наши политики поторопились показать “белорусский пряник”, — считает президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Раньше в Киеве еще были надежды, что “Газпром” рассорится с Лукашенко и после запуска “Северного потока” станет сокращать транзит через территорию соседа. Теперь они растаяли». В то же время вряд ли кто-то возлагал уж слишком большие ожидания на «вразумление» Киева, который не реагировал и на более веские аргументы — уже через несколько дней в лице премьер-министра Николая Азарова Украина официально отвергла возможность использования «белорусского пути» интеграции. Напротив, «независимо от ссоры с Украиной вопрос предоставления дисконта белорусам оказался бы на повестке дня, вероятно, уже нынешней осенью», полагает Симонов.

Скидка от максимума

Сейчас «Газпром» продает свою продукцию в Европе по самым высоким ценам. Конкуренты, нефтегазовые компании Африки и Норвегии, а также поставщики сжиженного газа существенно снизили цены в 2008–2009 годах. Свой газ на европейский и другие рынки они сейчас поставляют по приблизительно такой же или даже меньшей, чем в Белоруссии, цене (см. график 3). В кризисный период «Газпром» тоже согласился пойти на уступки, правда небольшие, выразившиеся в снижении цены и модификации механизма ценообразования для крупных потребителей. Однако их почувствовали в основном западноевропейские компании, в то время как многие страны Восточной Европы, которые не имеют инфраструктурных возможностей по замещению нашего газа, таких послаблений оказались лишены. В числе последних и Польша, к газовым ценам которой привязана Белоруссия. В начале нынешнего года польский нефтегазовый концерн PGNiG инициировал переговоры с российской стороной о снижении стоимости газа по крайней мере на 10%, а после их неудачного завершения пригрозил перенести этот вопрос в судебную плоскость. По заявлениям местных политиков, российский газ эта страна получает на 10–25% дороже, чем потребители в Голландии и соседней Германии.

Условия долгосрочных контрактов «Газпрома» предполагают формульное ценообразование с привязкой к цене корзины нефти и ряда нефтепродуктов с определенным (около полугода) временным лагом. Со второго квартала нынешнего года вслед за пиком нефтяных цен контрактная стоимость российского газа начала быстро расти и в Европе, и вслед за ней в Белоруссии. По словам первого вице-премьера этой страны Владимира Семашко, в четвертом квартале цена российского газа должна возрасти до 300–305 долларов. Даже с учетом того, что при поставках в Республику Беларусь наша таможня пошлину на газ не взимает, стоимость этого энергоносителя приблизительно эквивалентна стоимости сжиженного газа и газа, поставляемого на Украину, и в два раза выше той цены, по которой импортирует газ США.

С учетом случившегося в Белоруссии финансового кризиса и крайне тяжелого положения местного бюджета России было бы логично настаивать на сохранении весьма высоких газовых цен только при наличии большого желания «утопить» главу и экономику соседнего государства. Но, несмотря на свой гонор и воинственную риторику, Лукашенко в главном пошел навстречу российской политической элите — принял участие в интеграционных проектах, уступил «Газпрому» контроль над трубопроводной инфраструктурой, худо-бедно начал процесс приватизации с возможностью участия в нем российского капитала.

Условия обмена

В свете этого возможная скидка в цене на газ кажется уже скорее не уступкой, а одним из проявлений гуманности, ну или адаптации монополиста к рыночным реалиям. Впрочем, для ее качественной оценки важно понимать, сколь значительной она окажется и на каких условиях будет предоставлена.

Громкие, но слишком общие заявления российского премьер-министра уже вызвали разнотолки. «По общению с белорусскими экспертами и журналистами заметно их эйфорическое настроение, — отмечает Константин Симонов. — Они все думают, что теперь смогут получать газ по внутрироссийским ценам». Столь значительный размер уступки активно обсуждается и в нашей прессе. «Политика взяла верх над экономикой, — сделала вывод газета “Ведомости”. — “Газпром” в 2012 году может потерять три миллиарда долларов». Между тем уже само слово «скидка» означает, что применяться она будет к более высокой, европейской цене, а вовсе не к внутрироссийскому тарифу. «О равнодоходности поставок речи не идет, — разъяснил “Эксперту” пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. — Речь идет именно о скидке к европейской цене. По-видимому, слушателей Путина ввело в заблуждение другое его высказывание, где он говорит о выходе на равные условия конкуренции». Но в планах нашего правительства к 2015 году повысить внутренние цены на газ до уровня, равнодоходного с экспортом. Если это случится, то условия конкуренции у белорусских и российских газопотребителей и без всякой скидки окажутся равными. Из этого, кстати, следует, что и сама эта скидка будет предоставляться на три года, по-видимому, уменьшаясь с течением времени. О ее конкретном размере говорить сложнее.

В 2012 году уровень внутрироссийских цен на газ в приграничных с Белоруссией регионах составит около 135 долларов, в то время как расчетная европейская цена для Белоруссии при нынешней стоимости нефти будет находиться в районе 250–300 долларов (см. таблицу). Естественно, скидка будет предполагать положение цены между двумя этими величинами, ближе, по мнению отраслевых экспертов, к верхней границе. «Скидка может составить 15–20, максимум 30 процентов, как несколько лет назад», — полагает Симонов.

Ее конкретная величина станет предметом двухстороннего торга. Как заметил в ходе переговоров со своим белорусским коллегой Владимир Путин, скидка — «это никакой не подарок». Обе стороны увязывают вопрос цены на газ с продажей «Газпрому», который уже владеет 50% акций «Белтрансгаза», второй половины ценных бумаг этой компании, это подтверждает и г-н Песков. Есть между тем сомнение, что этот вопрос будет иметь такое уж большое значение, как об этом говорится официально. Во-первых, известно, что сделка находится в очень высокой степени готовности, по-видимому, дело лишь за санкцией со стороны Лукашенко. Во-вторых, как замечает Симонов, российская сторона соглашалась заплатить за 50-процентный пакет 2,5 млрд долларов, а эта сумма близка к прежним весьма высоким оценкам стоимости «Белтрансгаза», которые заявлял сам Лукашенко. На наш взгляд, вопрос модификации газовых контрактов может быть увязан с приватизацией белорусских негазовых активов, хотя пресс-секретарь Песков такую связь в разговоре с нами категорически отрицал. Все же момент для неофициальной синхронизации этих двух тем сейчас исключительно подходящий.

Белорусские власти одобрили обширный план распродажи госактивов на 2011–2013 годы. Некоторые местные предприятия, в частности «Беларуськалий», занимающий исключительное место на мировом рынке удобрений, МАЗ и ряд других машиностроительных активов будут работать для российского капитала. И ведущие отечественные политики, насколько нам известно, готовы активно лоббировать интересы частного бизнеса. Правда, остается открытым вопрос об эффективности подобных инвестиций, особенно со стороны наших госкомпаний. Ведь белорусские власти имеют привычку создавать очень тяжелый налоговый режим для рентабельных активов, особенно оказавшихся под контролем россиян. Тот же «Белтрансгаз» вынужден раскошеливаться на отчисления для соцсферы и в разнообразные фонды. «Для нашей политической элиты сейчас характерно мышление категориями собственности, мол, возьмем актив, и это расширит наше влияние, — описывает особенности энергетического диалога Константин Симонов. — Но порой тяга к интеграции и экспансии плохо понятна. В случае с тем же “Белтрансгазом” можно говорить об умеренном снижении политических транзитных рисков, но не об экономических мотивах сделки. Не то чтобы этого эффекта нет, как любят говорить (тариф на прокачку газа через Белоруссию, например, в полтора раза меньше украинского), просто размер выгоды несопоставим с затратами на покупку зарубежных активов».

В общем, хотя особых потерь от наших газовых «подарков» Белоруссии пока не видно, но и осязаемые серьезные дивиденды тоже не просматриваются.

 
Все последние десятилетие Белоруссия наращивала потребление природного газа
Только в 2007 году Белоруссия перестала получать российский газ по уникально низкой цене
Российский газ сейчас для Белоруссии дорог как никогда
Диапазон цен газового рынка для Белоруссии и других стран
 

Автор: Иван Рубанов

Источник: Эксперт, 22.08.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики