Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Транснефть» пожаловалась президенту Дагестана на незаконные врезки

«Транснефть» пожаловалась президенту Дагестана на незаконные врезки

Из-за криминальных исчезновений нефти из трубы компания ежедневно теряет около $240 тыс.

«Транснефть», недосчитавшись в июне и июле в общей сложности 18 тыс. т нефти в трубе, по которой черное золото транспортируется из Азербайджана в порт Новороссийск, решила пожаловаться руководству Дагестана.  

Заместитель вице-президента «Транснефти» по безопасности Сергей Хардыкин 18 августа направил президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову и министру внутренних дел республики Абдурашиду Магомедову официальные письма (копии есть в распоряжении «Известий»), в которых выразил крайнюю обеспокоенность безопасностью магистральных нефтепроводов на территории Дагестана. Бороться с воровством, как утверждают в «Транснефти», мешает «недостаточно эффективная работа некоторых республиканских правоохранительных органов». 

Если верить топ-менеджеру «Транснефти», похищают нефть в Дагестане изобретательно и с размахом. Например, для врезки в нефтепровод недавно стали применять прогрессивную технологию наклонного бурения и специальные пластиковые трубы высокого давления. Это позволяет совершенно незаметно подсоединиться к трубе снизу — увидеть такую врезку нельзя даже специальными приборами. Прячут подобные отводы на глубину до 3 м.  

При этом похитители научились заменять взятую нефть водой из водопровода. В результате давление в нефтепроводе не падает и следящая за протечками автоматика воровства не замечает. Всего таким образом за лето в систему попало 5 тыс. т воды, но обнаружить место подсоединения никак не удается, говорит источник в компании. 

В июне «Транснефть» лишилась 4,5 тыс. т нефти, в июле — 13,6 тыс. т, сказано в письме президенту Дагестана. За лето было найдено и перекрыто восемь врезок, но, похоже, новые появляются быстрее, потому что объем воровства только растет. 

Сейчас каждые сутки таким образом «теряется» по 550–600 т нефти, говорит собеседник «Известий». То есть в августе компания может лишиться до 18 тыс. т черного золота — столько же, сколько за июнь и июль вместе взятые.  

Все эти объемы «Транснефть» компенсирует собственникам нефти — государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR и «Лукойлу». Баррель нефти Urals (именно эта марка получается на выходе из трубы в Новороссийске после смешения из нескольких разнородных сортов) стоил на 23 августа $106,5, значит, «исчезнувшие» в июне и июле 135,5 тыс. баррелей потянут на $14,4 млн. В августе ежесуточные потери могут дойти уже до $240 тыс. 

— Это уже промышленные масштабы «нефтедобычи». В месяц у нас воруют по пять составов (в железнодорожную цистерну вмещается 62 т, в состав — 60 цистерн. — «Известия»), — возмущается собеседник в «Транснефти». 

Из отводов, которые могут тянуться на несколько десятков километров, нефть попадает на установки по первичной перегонке («самовары» или «керосинки»). Стоят они от €300 тыс. до €800 тыс., управляться могут всего двумя операторами. На выходе получается прямогонный бензин с октановым числом от 40 до 60, но его можно увеличить присадками. Бензин продают через местные АЗС. Оставшийся после перегонки мазут по подложным документам может идти даже на экспорт. 

— Отправляют по железной дороге или на танкерах класса река-море. Заводы по переработке такого мазута есть в Польше, Китае, Турции, на Украине. Возможно, он попадает в Азербайджан и Иран, — говорит источник в «Транснефти». 

Организовать сложную схему «добычи», транспортировки, переработки и сбыта можно только хорошо организованными бандами, говорится в письмах. Но меры по их разоблачению не предпринимаются, утверждают в «Трансенфти». Зато был осужден, например, инвалид без пальцев на руках, который физически не мог бы что-то приварить или прикрутить. 

Официально в компании подтвердили факт обращения к руководству Дагестана. 

— Ситуация там сложная, незаконный отбор нефти вырос. Нас действительно волнует безнаказанность воровства, когда настоящие хозяева незаконного бизнеса уходят от ответственности, — заявил «Известиям» начальник отдела по связям с общественностью «Транснефти» Игорь Дёмин. 

Незаконные врезки в нефтепроводы существуют, но воровство за последнее время, наоборот, сильно сократилось, говорят в руководстве Дагестана. 

— Масштабы хищения нефти невелики и не составляют существенной доли теневой экономики. Сейчас проблема не входит даже в первую сотню по важности для республики. Это больше вопрос охраны собственности в самой «Транснефти». И если воровство нефти действительно возросло в августе, то эта информация до нас еще просто не дошла, — говорит источник, близкий к администрации президента Дагестана. — Что касается возможности откупиться от следствия, это проблема не только Дагестана. 

Министр лично уделяет внимание организации поиска врезок в нефтепроводы, говорят в дагестанском МВД. 

— Силами охраны компании и нашими врезки выявляются и ликвидируются. Особенно тщательно идет поиск, если врезка оказывается нераскрытой. Ведь с их помощью потенциально могут финансироваться незаконные бандформирования, — заявил пресс-секретарь МВД Дагестана Вячеслав Гасанов. 

Если бензин будет дорожать и дальше, воровства будет еще больше, считают эксперты. 

— Рост воровства связан с тремя факторами. Во-первых, увеличивается цена на топливо, соответственно, воровство становится еще более рентабельным бизнесом. Во-вторых, для борьбы с дефицитом государство резко снизило требования к топливу. Если еще недавно казалось, что низкокачественный бензин уходит в прошлое, то теперь он снова стал вроде как нормальным. И, наконец, совершенствование технологий делает воровство проще и эффективнее, — говорит руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

Кстати, цены растут не только на топливо, поэтому рост воровства сейчас наблюдается и в электросетях. В России было даже несколько попыток (пока безуспешных) врезаться в магистральные газопроводы.

Автор: Павел Арабов

Источник: Известия, 23.08.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики