Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ограничит ли Россия экспорт нефтепродуктов и чем это чревато для рынка Азербайджана

Ограничит ли Россия экспорт нефтепродуктов и чем это чревато для рынка Азербайджана

Часть бензина марки АИ-95, потребляемого на внутреннем рынке республики, импортируется в страну, в том числе и из РФ. 

После того как на одной из установок на нефтеперерабатывающем заводе компании "Лукойл" в Нижнем Новгороде возникли технические проблемы, ряд СМИ сообщил, что правительство РФ может ввести ограничения на экспорт нефтепродуктов.
 
Российское издание "Интерфакс" пишет, что "Лукойл" попросил у Минэнерго РФ скорректировать график производства компанией нефтепродуктов и объемы продаж. Кроме того, компания уже прекратила экспорт бензина, чтобы перенаправить его на внутренний рынок.
 
Следует отметить, что Азербайджан закупает бензин, в том числе и в России и возможное ограничение поставок может оказать влияние на рынок нефтепродуктов республики.

Запрет на экспорт не решит проблему

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что правительство РФ не будет ограничивать экспорт нефтепродуктов.
 
"Я пока не ожидаю ограничения на вывоз бензина хотя бы потому, что Россия в принципе мало его экспортирует. В лучшее время это было порядка 10-15% от того, что производилось. Это небольшие объемы. Дизеля экспортируется больше - примерно половина из того, что выпускается в стране", - сказал Митрахович Sputnik Азербайджан.
 
По словам эксперта, в последние месяцы Россия отправляет на экспорт бензина еще меньше из-за повышения спроса на внутреннем рынке и по той причине, что правительство РФ недавно вернуло демпфер (выплаты правительства компаниям) в полном объеме.
 
"То есть компаниям снова выгодно продавать нефтепродукты на внутреннем рынке, и поэтому вряд ли сейчас будут какие-то ограничения на экспорт", - отметил Митрахович.
 
То есть, добавил эксперт, Россия решать проблему, которая возникла на НПЗ "Лукойла", через запрет на вывоз не будет. К тому же, даже когда в сентябре прошлого года был запрет на экспорт, он действовал совсем недолго, подчеркнул он.
 
"Такие меры (ограничение экспорта - ред.) если и применяются, то только на непродолжительное время. В принципе, проблему на НПЗ решат путем ремонта или замены оборудования либо на китайское, либо на российское, и ситуация выправится через несколько недель", - считает собеседник Sputnik Азербайджан.

В Азербайджане бензин в этом году не подорожает

В Азербайджане цены на нефтепродукты контролируются правительством и Тарифным советом. То есть именно правительственное решение влияет на цены на нефтепродукты, а не конъюнктура рынка, сказал экономист Натик Джафарли.
Так, отметил эксперт, была ситуация, когда во всем мире нефть дешевела, а в Азербайджане цены на нефтепродукты, особенно дизель и бензин АИ-92, не снижались.
 
"Только цены на бензин марок АИ-95 и АИ-98 формально регулируются с помощью рыночных инструментов. Но это тоже формально, потому что там на рынке присутствует только один игрок - Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR), которая привозит и диктует цены", - отметил Джафарли в беседе со Sputnik Азербайджан.
 
По словам экономиста, часть бензина марки АИ-95 импортируется в страну, в том числе и из России. По этой причине, в случае введения ограничений на экспорт в РФ, в этом сегменте в Азербайджане могут возникнуть проблемы, а остальные виды нефтепродуктов вряд ли зависят от рыночных колебаний.
 
"Если правительство Азербайджана и Тарифный совет примут такое решение, то цены поднимутся. Но в этом году в республике череда предвыборных периодов - ожидаются президентские, парламентские и муниципальные выборы. Не думаю, что в этот период правительство повысит цены в чувствительных для населения секторах", - резюмировал эксперт.
 
Автор: Айгюль Тагиева
 
Источник: Sputnik Азербайджан, 18.01.2024

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики