|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: Война на Ближнем Востоке создает трудности для торговли газом Эксперты: Война на Ближнем Востоке создает трудности для торговли газомВойна на Ближнем Востоке меняет логистику поставок сжиженного природного газа (СПГ). Сейчас в период падающего спроса это не сильно отражается на стоимости газа и раскладе сил на рынке. Но если конфликт затянется, то вполне можно ждать роста цен и проблемы с отгрузками СПГ из Катара в Европу. Также ситуация в Красном море может затронуть наш экспорт СПГ с проектов на Ямале и Гыдане в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Через Суэцкий канал, Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив везется СПГ из стран Ближнего Востока и АТР в Европу. В основном это катарский газ, в 2022 году - 18,72 млн тонн (около 25 млрд кубометров). Объем сравним с нашими трубопроводными поставками в ЕС в 2023 году, причем катарский экспорт в Европу, по-видимому, в прошлом году подрос. Остальные объемы СПГ, идущие в Европу по этому маршруту, из Австралии, Омана и Индонезии совсем незначительны. В другую сторону идут поставки СПГ в страны АТР из Алжира, Египта и российский СПГ с проектов на Балтике и в Арктике (за исключением объемов, которые поставляются по Северному морскому пути в восточном направлении). Частично также через Красное море экспортировался американский СПГ в АТР, но этот путь для поставщиков газа из США не принципиален. Основными пользователями Суэцкого канала для поставок СПГ являются экспортеры катарского газа, поясняет старший консультант компании "Имплемента" Иван Тимонин. Для них логистическое плечо при поставках в Северо-Западную Европу увеличилось практически вдвое - с 6,5 тыс. морских миль при маршруте через Красное море до почти 11,3 тыс. при обходе Африки через мыс Доброй Надежды. Время перевозки одной партии возрастает с примерно 20 до 35 дней. В результате этого "обхода" транспортные затраты поставщиков возрастают примерно на 2,5 долл./МБТЕ (Британская тепловая единица), или 90 долл. за тысячу кубометров. В то же время важно отметить, что дополнительные расходы поставщиков не транслируются напрямую в цены природного газа, котировки определяются балансом спроса и предложения, драматичных же перебоев или задержек поставок сейчас не наблюдается, говорит эксперт. Схожую оценку делает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, который также отмечает, что, учитывая обратную дорогу, для газовозов время в пути увеличивается на 3-4 недели. Пока сложившаяся ситуация не оказывает существенного влияния на мировой баланс, считает Тимонин. Это в значительной степени обусловлено тем, что ключевым рынком сбыта для Катара является не Европа, а Азиатско-Тихоокеанский регион, куда по итогам 2023 года было направлено 75% произведенного в стране сжиженного газа. Но для Европы лишние 25 млрд кубометров газа - совсем не мелочь. А учитывая неоднозначные последние решения США (приостановка выдачи разрешений на строительство заводов по производству СПГ), совсем не факт, что эти объемы получится компенсировать американским газом. Но есть другие поставщики. Как замечает Гривач, недопоставки СПГ из Катара в Европу могут быть заменены американским, африканским или российским газом. Большую часть нашего СПГ с Ямала поглощает Европа. В прошлом году около 80%. Проблемы с логистикой в Красном море, очевидно, поддержат этот тренд. Но едва ли весь объем СПГ с Ямала и Балтики удастся отправить в Европу. Кроме того, останется еще газ с нового проекта "Арктик СПГ-2", где уже запущена первая линия сжижения газа мощностью - 6,6 млн тонн в год. Вторую линию такой же мощности планируют запустить до конца этого года. Против "Арктик СПГ-2" введены санкции США и путь в Европу продукции с этого завода закрыт. А суммарно две линии - 13,2 млн тонн в год. И потенциальный потребитель этих объемов - страны АТР. Часть объемов, возможно, получится отправить восточным маршрутом Северного морского пути, но с учетом существующей нехватки специальных газовозов и недостаточного количества ледоколов, необходимых для прохода в этом направлении, без использования западного маршрута не обойтись. И здесь увеличение времени в пути, если придется оплывать Африку, может сильно повлиять на частоту поставок нашего СПГ, то есть снизить объемы экспорта. У нас танкеров-газовозов пока ограниченное количество и при поставках в АТР возможны большие задержки с отгрузками. Пока время терпит. Но чем дольше будет продолжаться конфликт на Ближнем Востоке, тем сильнее он будет воздействовать на рынок, в том числе и осложнять экспорт российского СПГ. А если, к примеру, Европа начнет испытывать хотя бы слабый дефицит газа, котировки незамедлительно рванут вверх. Как отмечает Гривач, газовые рынки пока не сильно отреагировали на ситуацию в Красном море. Другое дело, что дальнейшая эскалация в регионе может дестабилизировать добычные или производственные объекты и тогда влияние усилится, считает эксперт. Автор: Сергей Тихонов Источник: Российская газета, 08.02.2024 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузкиПравительство-2024: новая конфигурация регуляторовЛитий – новое эльдорадо энергетики?Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегазГосударственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 годаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |