Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Индия оставляет Европу без российского дизеля

Индия оставляет Европу без российского дизеля

Кризис в Красном море меняет логистику и цены на нефтепродукты, которые делаются из нашей нефти

Индийское дизельное топливо «перетекает» из Европы в Азию. К такому выводу пришли Bloomberg. По данным издания, кризис в Красном море и высокие транспортные расходы из-за необходимости судам обходить Африку привел к тому, что поставки в ЕС и Великобританию достигли самого низкого уровня с 2022 года.

Изюминка в том, что этот дизель индусы гонят из российской нефти.

«В первые две недели февраля поставки топлива из Индии в Европу составляли в среднем всего 18 000 баррелей в день, что более чем на 90% меньше, чем в среднем за январь», — пишет издание со ссылкой на данные данным Vortexa.

В первые недели февраля только одна партия поступила в Великобританию. Индийские нефтеперерабатывающие заводы предпочитают перенаправлять топливо в Азию.

«Экономика экспорта на восток — в регион Сингапура — была намного лучше, чем на запад», — считает аналитик Sparta Commodities Джеймс Ноэль-Бесвик.

Если кризис в Красном море затянется, то в Европе может возникнуть дефицит дизеля, признаки которого агентство отмечало уже полторы недели назад.

«Мы ожидаем увидеть падение запасов дизельного топлива / газойля в северо-западной Европе в течение следующих двух месяцев», — отмечает аналитик Wood Mackenzie Эмма Хаушам.

При этом, как пишет издание, дизельное топливо — самое важное из используемых в Европе. По данным Международного энергетического агентства, спрос на него в странах ОЭСР в 2021 и 2022 годах составил более 6 миллионов баррелей в день, что намного превышает другие нефтепродукты, например, бензин.

После начала специальной военной операции Индия нарастила закупки российской нефти и нефтепродуктов. Только в 2023 году они выросли в два раза. Одновременно Индия стала основным поставщиком нефтепродуктов в Европу, в основном во Францию и Нидерланды. В 2023 г. поставки выросли в три раза по сравнению с показателями 2022-го — до 11,1 млн тонн дизеля и 6,6 млн тонн авиатоплива.

— Индия заняла российскую долю на европейском рынке. Раньше Россия поставляла в Европу дизельное топливо, была крупнейшим игроком. Теперь поставляют другие страны, которые делают его из российской нефти, как Индия, и поставляют в Европу или фактически перепродают наше, как например, Турция, — поясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

— Формально Турция покупает наши нефтепродукты (а она крупнейший их покупатель), оставляет для внутреннего рынка и тем самым высвобождает объемы дизельного топлива, которые производит на своих нефтеперерабатывающих заводах, в том числе из российской нефти, и продает его в Европу.

Это не запрещено — из российской нефти можно делать нефтепродукты и продавать в Европу.

Формально это, конечно, реэкспорт. Насколько они увеличили закупки в России с 2022 года, настолько они увеличили и экспорт в Евросоюз. Химически и физически это, конечно, сложно отследить, но по объемам совпадает. Индия, соответственно, также делает из российской нефти нефтепродукты, которые продает в Европу.

Между собой эти страны могут меняться объемами — когда-то Турция больше поставит, когда-то Индия. Когда-то мы поставим, например, нашу нефть и нефтепродукты на север Африки (в Ливию, Марокко, Тунис), страны которой продают в Европу нефтепродукты, формально также произведенные из российской нефти.

Не думаю, что Индия существенно снизит поставки в Европу. Просто пока в Европе не сезон, и потребление не такое большое.

«СП»: Если все-таки сократит? Какие альтернативы у Европы?

— Думаю, что объемы, которые сократит, Индию заменит кто-то другой, а вполне возможно, европейцы начнут больше перерабатывать.

За 2022−2023 годы, когда были введены санкции и мы сократили поставки, а потом почти ушли с европейского рынка (сейчас остаются только трубопроводные поставки сырой нефти в Венгрию и Словакию), европейцы не совсем полностью перешли на другую нефть, хотя в основном так и произошло.

Мы поменялись рынками сбыта с Ираком, ушли в Азию, в частности, Индию, а у европейцев вместо нас Ирак, Саудовская Аравия, ОАЭ. При этом европейцы частично сократили переработку у себя, у них многие НПЗ не загружены.

То есть вместо того, чтобы их загрузить, они стали покупать готовые нефтепродукты, в частности, из российских нефтепродуктов, потому что они вполне доступны по цене, а чтобы загрузить свои НПЗ, надо искать подходящий сорт вместо Urals — либо такой же сорт, либо перемешать разные сорта, чтобы получился похожий. Проще и дешевле было купить готовые нефтепродукты. Если сейчас маятник качнется в обратную сторону и будет сложнее купить готовые нефтепродукты, вполне возможно, что тогда будет проще загрузить свои НПЗ.

«СП»: Если Индия все-таки будет перенаправлять объемы в Азию, там эти объемы готовы будут принять? Им нужны такие объемы?

— Там (в Индии — ред.) большие объемы, которых хватит и для азиатского, и для европейского рынка. Сейчас в Азии очень большое потребление в связи с праздниками, в частности, в Китае.

Индия изначально, задолго до 2022 года, выстраивала бизнес, строила НПЗ на побережье. Она купный производитель нефтепродуктов и отправит туда, где предложат выше цену. Покрыть оба рынка, наверное, сложно. Хоть они и много НПЗ построили, но это количество не безгранично.

Глобального роста спроса на нефтепродукты — и в Европе, и в Азии — не происходит. Может на 2−3% растет потребление нефти и нефтепродуктов в год.

«СП»: Некоторые европейские политики призывают отказаться от нефтепродуктов из российской нефти. Как это может сказаться на поставках нефти из России в страны, которые ведут переработку и последующую продажу в Европу?

— Думаю, пока европейцы не готовы, да и американцы будут их одергивать от введения подобных санкций. Но если будет запрещено, тогда профессиональные переработчики, та же Индия, перестанут покупать нашу нефть. Куда мы ее тогда денем?

В Индию идет около 1,5 миллиона баррелей в сутки. У нас будут большие сложности, чтобы ее пристроить.

Сейчас у нас Китай, Индия, Турция, Южная Корея — это чуть не 95% экспорта нефти. Соответственно, Индия и Китай — больше 80%.

Если кто-то из крупных игроков отказывается, то искать новых покупателей придется долго, на этот период нефть будет некуда девать, и мы сократим добычу.

А если мы такие объемы сокращаем — хотя бы еще на 500 тыс. или миллион баррелей в сутки, то это существенно отразится на всем мировом рынке — цены пойдут вверх и пострадают западные страны, потому что подорожает любая нефть, а они импортеры.

Значит, будет разгоняться инфляция, стоимость топлива. США это не надо, тем более в преддверие выборов, потому что у них люди связывают напрямую стоимость топлива и уровень поддержки действующих властей. Никто на такие радикальные меры сейчас не пойдет.

Автор: Ирина Гусева

Источник: Свободная пресса, 22.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики