Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспорт бензина из России запретят на полгода: что будет с ценами на заправках

Экспорт бензина из России запретят на полгода: что будет с ценами на заправках

Аналитик Юшков: запрет на экспорт бензина поможет избежать дефицита

«Вы что, хотите, как прошлой осенью?» - словно бы обратилось правительство к нашим нефтяникам. А прошлой осенью, как помнят автомобилисты и аграрии, у нас топливо подорожало. Не сильно: с января по октябрь-2023, по данным Росстата, цены на заправках выросли на 8% (при общей инфляции в 5,5%). Но бензин - товар особенный, даже небольшой рост цен воспринимается болезненно.

Причин того подорожания было несколько - тут и повышенный спрос в сезон отпусков, и падение рубля, из-за которого продавать топливо за границу многим производителям стало выгоднее. Уроки прошлого года власти усвоили. И вот уже с 1 марта правительство планирует на полгода запретить экспорт бензина. Ограничение не касается поставок в страны ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан), а также Узбекистан, Монголию, Абхазию и Южную Осетию.

Собственно, запрет на экспорт бензина мы уже проходили. Его ввели с 21 сентября по 17 ноября прошлого года, чтобы сбить рост цен. И это удалось: по итогам прошлого года бензин подорожал на 7,2%, это ниже общей инфляции (7,42%).

США обещали «разорвать российскую экономику в клочья»: Вот, что с ней на самом деле произошло за два года СВО

- Сейчас эта мера (ограничение на экспорт бензина - Прим. Ред.) тоже необходима, чтобы предотвратить дефицит топлива в период автомобильного сезона, - объясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - Традиционно было так: 90% от производимого топлива мы потребляли внутри страны, а 10% экспортировали (основной потребитель – Турция, потом Бразилия, Индия, Китай). Сегодня мы уже недополучаем эти 10% из-за аварии на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (в начале января там сломалась деталь компрессора и с тех пор идет ремонт - Прим. Ред.). Сколько производим, столько и потребляем. И чтобы защитить наш рынок от дефицита, вводится ограничение экспорта как превентивная мера. Это, кстати, поможет скопить небольшие излишки и пустить их в оборот летом.

Игорь Юшков уверен: по нефтяной отрасли запрет не ударит благодаря демпферу.

- Демпфер - это механизм, когда государство возвращает нефтяникам часть налогов, чтобы они сдерживали рост цен, - объяснял нам Юшков еще осенью. - Правительство обозначает примерный уровень цен на внутреннем рынке. И выплачивает нефтяным компаниям разницу между теми ценами, которые оно хочет видеть внутри страны, и тем, сколько компании могли бы получить, если бы экспортировали это топливо.

Государство тоже не сильно потеряет в доходах, потому что объем экспорта бензина небольшой. Стабильность на внутреннем рынке топлива гораздо важнее, чем недополученные налоги. А что касается цен на заправках…

- Цены на бензин, конечно, будут расти, но при таком раскладе не быстрее инфляции, - уверен Игорь Юшков.

КСТАТИ

Чем доступнее солярка, тем дешевле картошка

С 1 марта правительство также хочет увеличить норматив продаж дизельного топлива на бирже с 12,5% до 16% от объема производства. Иными словами, производители должны будут больше солярки продавать на оптовых биржах. Это поможет сдержать рост цен на дизельное: чем выше предложение, тем ниже «топливная инфляция».

- Это правильная мера, - поддерживает Игорь Юшков. Ведь на носу посевная, и чем дешевле дизельное топливо, тем ниже себестоимость фруктов-овощей.

Автор: Наталья Варсегова

Источник: KP.RU, 27.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики